Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурные качества поверхности. Фактура






 

Под фактурой (от лат. factura — обработка, строение) понимается характер строения поверхности формы (на­пример поверхность шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная и т. п.).

Вид фактуры может меняться в соответствии со следующими условиями:

А. Количество и величина элементов фактуры в отношении к вели­чине поверхности. Одним из пределов является тот случай, когда количество элементов фактуры на данной поверхности столь велико и величина их столь мала, что они уже не различаются глазом, и поверх­ность зрительно воспринимается гладкой.
Вторым пределом является тот случай, когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы форм и ко­личество их столь мало, что число их ясно читаемо. В этом случае элементы фактуры поверхности переходят в элементы членения формы.

Б. Величина рельефа элементов фактуры. Одним из пределов в этом случае является гладкая поверхность при приближении величины рельефа элементов фактуры к нулю. Другой предел - максимальный рельеф, зависящий от соотношения величины рельефа элементов фактуры и расстояния между ними.
В. Расстояние зрителя от поверхности определенной фактуры. При положении зрителя близко, в фактуре воспринимается ограниченное число элементов рельефа поверхности, причем каждый элемент восприни­мается как самостоятельный. В этом случае элементы фактуры восприни­маются как рельеф.
По мере удаления зрителя от рассматриваемой поверхности число элементов фактуры, попадающее в поле зрения, увеличивается, величина же их уменьшается, и они воспринимаются в этом случае не как рельеф поверхности, а как ее фактура.

Различают три вида фактур

Матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях, одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной, никогда ничего не отражающая зеркально, но отражающая рефлексно цветные лучи.

Глянцевая поверхность не отражает окружающих предметов, но имеет слабые блики.

Блестящая поверхность — совершенно гладкая, отражающая свет в одном направлении, имеющая светлые блики, то есть очень яркая с определенной точки обозрения, но темная — со всех остальных, отражающая окружающие предметы.

47. Вертикальные коммуникации (лестницы, пандусы, лифты, эскалаторы)

 

 

Связи между этажами и уровнями обеспечиваются вертикальными коммуникационными устройствами: лестницами, пандусами, лифтами, эскалаторами.

Вертикальные коммуникации делятся на обычные конструктивные (лестницы, пандусы) и механические (лифты, эскалаторы).

Важнейшими элементами вертикальных коммуникаций являются лестницы. В зависимости от характера выполняемой функции и значимости в пространственной композиции здания лестницы делятся на входные, главные, служебные, вспомогательные, аварийные и пожарные.

Входные лестницы устраиваются в виде приподнятой перед входом платформы со ступенями.

Главные лестницы служат для повседневной эксплуатации и рассчитаны для передвижения основной массы людей. Они располагаются в вестибюлях и выполняются, как правило, открытыми.

Служебные лестницы располагаются при служебных входах и предназначены для обслуживающего персонала. Вспомогательные лестницы служат для организации дополнительных связей между этажами и обеспечения подсобных функциональных процессов.

Для эвакуации людей из здания при аварийных ситуациях кроме основных и вспомогательных необходимо устраивать аварийные лестницы.

В зависимости от конструкции лестницы всех типов делятся на одномаршевые, двухмаршевые, трехмар-шевые и многомаршевые. Маршем принято называть конструктивный элемент лестницы, на котором непосредственно расположены ступени. В состав лестниц входят этажные и междуэтажные площадки - горизонтальные конструктивные плоскости, предназначенные для перехода с одного марша на другой или с марша на этаж.

Форма лестниц в плане зависит от взаимного расположения маршей и бывает прямолинейной, прямолинейной с поворотом, прямолинейной разветвленной, криволинейной, овальной, винтовой.

Число лестниц и расположение их в плане здания зависят от архитектурно-планировочного решения, степени огнестойкости здания, этажности и интенсивности людских потоков. Для огнестойких зданий предельное расстояние между лестницами составляет 80м. Суммарная ширина лестничных маршей определяется из расчета не менее 0, 6 м на 100 чел. от общего числа людей в наиболее населенном этаже, исключая первый.

Ширина маршей и лестничных площадок зависит от значимости лестницы и числа людей, пользующихся ею. Минимальная ширина марша может быть 0, 9 м, если лестницей пользуются не более 5 чел. Минимальная ширина марша основных лестниц должна быть не менее 1, 2 м, а максимальная не более 2, 4 м (при большей расчетной ширине необходимо на марше устанавливать промежуточные перила с поручнем). Во всех лестницах ширина маршей должна быть одинаковой, а ширина площадок равной ширине марша или больше ее.

В лестницах с шириной марша до 1, 5 м устанавливают один поручень (с правой стороны по ходу движения при спуске), а при ширине марша более 1, 5 м поручни целесообразно устраивать с двух сторон. Высота поручня от плоскости проступи не должна быть менее 0, 9 м.

Высоту подступенка обычно принимают не более 18 и не менее 12 см. Ширина проступи для второстепенных лестниц не должна быть менее 25 см. Оптимальной считается лестница с шириной проступи 30 см и подступенком высотой 15 см, что определяет уклон марша 1: 2 (уклон аварийных лестниц может достигать 45°). В большинстве случаев ширина проступи для удобства пользования лестницей делается на 2-3 см больше расчетной за счет заглубления подступенка. Для обеспечения равномерности движения по лестнице и избегания несчастных случаев (особенно в аварийных условиях) целесообразно марши проектировать одной длины, а подступенки одинаковой высоты. Количество ступеней в одном марше основных лестниц должно быть не менее 3 и не более 18

Для связи между этажами в общественных зданиях наряду с лестницами используются пандусы - плоские наклонные конструкции без ступеней. Однако ввиду большой протяженности применение их ограничено, особенно внутри зданий. Так, вследствие пологого уклона (от 1: 6 до 1: 10) они занимают в 2-3 раза большую площадь, чем лестницы, и поэтому неэкономичны. В отличие от лестниц, путь по пандусам значительно длиннее, что при экстренной эвакуации людей имеет важное значение. При этом ухудшается и комфортность движения, так как при спуске по пандусу требуется большее напряжение сил, чем по лестнице, В конструктивном отношении пандусы также имеют недостатки - они более сложны и менее индустриальные, чем лестницы. Вместе с тем пандусы отличаются высокой. пропускной способностью и служат хорошими коммуникационными путями в зданиях с интенсивным массовым движением людей: (спорткомплексы, общественно-торговые центры, вокзалы).

Лифт периодического действия представляет собой стационарный подъемник, в котором вертикальное перемещение пассажиров или грузов осуществляется в кабине.

По своему назначению лифты подразделяются на пассажирские, больничные, грузовые, малогрузовые и специальные. Устанавливаемые в многоэтажных общественных зданиях пассажирские лифты имеют, как правило, большую вместимость (до 12-20 чел.) и грузоподъемность (до 1000-1600 кг). В зависимости от скорости движения кабины они делятся на обычны е (0, 71-1, 4 м/с) и скоростные (2 и 4 м/с).

Больничные лифты имеют габариты и грузоподъемность, обеспечивающие перевозку больных на носилках, в креслах-каталках и на кроватях вместе с сопровождающим медицинским персоналом и лифтером (4-5 чел.).

В общественных зданиях применяются также грузовые лифты общего пользования с грузоподъемностью кабин от 500 до 5000-кг. Для транспортировки грузов весом до 100 кг используются малые лифты, которые в зависимости от области применения подразделяются на магазинные, больничные, библиотечные, кухонные, буфетные и др.

Применяются, кроме того, лифты специального назначения: пожарные, вокзальные, автомобильные, театральные и др.

Конструктивно лифты включают строительную часть, состоящую из лифтовой шахты и машинного помещения и механическую в виде подъемного механизма, кабины и противовеса.. Лифтовая шахта оборудуется направляющими для кабины и противовеса, автоматически запирающимися поэтажными дверями, а в нижнем заглублении (приямке) - амортизаторами или упорами.

Машинное помещение чаще всего размещается над шахтой и реже под шахтой (так называемые «выжимные лифты»), используемые, как правило, на предприятиях торговли и общественного питания.

Лифтовые шахты могут размещаться как внутри здания, так и снаружи. Расстояние от лифтов до дверей наиболее удаленного помещения не должно превышать 60 м.

Стандартные кабины лифтов имеют обычно один вход. Если на отдельных этажах входы в лифты располагаются с разных сторон, то используются кабины с двумя-тремя входами.

Лифт непрерывного действия (pater noster) представляет собой многокабинный непрерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом, равным высоте этажа, кабины подвешиваются на стальных канатах в лифтовой шахте, имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров. Движение кабин осуществляется по замкнутой цепи. Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделение, а в нижней части шахты приямок для свободного перемещения кабин в момент изменения направления их движения со спуска на подъем. Пространственное размещение ведущих шкивов подъемного механизма и диагональная подвеска кабин к канатам обеспечивают вверху и внизу шахты переход кабин с одной ветви на другую. Производительность патерностера с двухместными кабинами для скорости движения 0, 25-0, 3 м/с составляет около 500 чел/ч.

К механическим подъемным устройствам непрерывного действия относятся также эскалаторы – наклонные движущиеся лестницы с большой пропускной способностью (до 150 пассажиров в минуту). Они применяются, как правило, в общественных зданиях и сооружениях с постоянными интенсивными пассажиропотоками. Для обеспечения связи между этажами зданий конструкция эскалатора выполняется навесной, опирающейся на их перекрытия, а при большой высоте подъема или спуска- на специальных фундаментах (например, в метро). Эскалатор представляет собой несущий металлический каркас из спаренных ферм, по нижнему поясу которых в специальных направляющих перемещается эскалаторное полотно в виде двух замкнутых тяговых цепей со ступенями. Каждая ступень-тележка перемещается на двух опорных и двух поддерживающих роликах. Эскалаторное полотно приводится в движение реверсивным электроприводом, расположенным в верхней части эскалатора.

При большой высоте подъема эскалаторы оборудуются машинным помещением высотой 2, 5 м и техническим проходом высотой 1, 4 м с лестницей под каждой полосой. Все оборудование эскалатора устанавливается на монолитном бетонном основании.

Машинные помещения междуэтажных эскалаторов очень невелики или вовсе отсутствуют. В последнем случае привод располагается внутри фермы эскалатора.

В конструкцию эскалатора также входят поручни, движущиеся на барьерах высотой 900 мм, поддоны, мусоросборники.

Угол наклона эскалатора принимается обычно не больше 30°.

Ширина эскалаторного полотна рассчитана на размещение одного или двух человек на одной ступени без груза или на одного человека с грузом и принимается 500, 600, 750, 1000 и 1200 мм.

Эскалаторы, устанавливаемые в зданиях, имеют скорость 0, 5-0, 75 м/с, в метрополитенах-0, 75-1 м/с.

В общественных зданиях и сооружениях используются в основном три схемы установки эскалаторов: с параллельным, перекрестным и последовательным расположением маршей. Для обеспечения пожарной безопасности эскалаторы как средства связи между этажами здания должны дублироваться обычными лестницами, расположенными в огнестойких лестничных клетках. При этом эвакуационная пропускная способность лестниц не должна быть ниже максимальной пропускной способности всех установленных эскалаторов.

 

48. Разница между деконструктивистскими и хаотичными композициями

 

В деконструвистской композиции на смену идеалам гармонии, единства и ясности пришли идеалы дисгармонии, разлома и таинственности. Образно говоря, вместо совершенства возможно нарушенное совершенство.

Композиция создается посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст, что придаёт композиции динамизм и остроту. Эта способность к разрушению стереотипа нашего понимания о форме и делает композицию деконструктивной.

Символическое разрушение, эффектно дополненное конструктивистскими элементами наклоненными под разными углами стержней, переворачивает основы определения самого стержня. Это структура. Внутренний беспорядок создает стержень, который в разломе и дисгармонии раскрывает свою природу.

Деконструктивный стиль характерен своей фрагментарностью, необычными интересными манипуляциями с поверхностью, непрямолинейными формами. Внешность произведений в таком стиле – раздражающая непредсказуемость и контролируемый хаос.

В свою очередь хаотичная композиция характерна как раз неконтролируемым хаосом. Грубо говоря происходит разрушение любых принципов и закономерностей.

Суть хаоса в обратной функции разложения относительно гармонично сформированных противоположностей. Хаос — отсутствие видимой упорядоченности.

49. Стадии проектирования, и какие вопросы решаются на каждой из них


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал