Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Христианство, материализм и теософия
Рассмотрим формы мировоззрения, образовывавшиеся на протяжении веков. Будем исходить из трех основных типов мировоззрений, принятых для нас - европейцев, не затрагивая многих других. Это христианство, материализм и теософия. Для каждого из вышеупомянутых мировоззрений существует ряд вопросов, помогающих нам раскрыть их сущность. Бог или материя? Два мира или один? Христианство говорит нам: «Бог есть». А что есть Бог? Бог есть любовь: к людям, к миру, ко всему в целом. Бог есть творец, создатель вселенной, то есть именно того, что нас всех окружает, того что мы ежедневно видим и ощущаем. Подсознательно мы чувствуем, что какая-то сила есть. Что это? Тайна. Христианское учение говорит, что Бог – это бесконечное могущество, но материалисты утверждают совершенно обратное. Для них Бога нет, как нет и некой могущественной духовной силы, которая главенствует во вселенной, а существует лишь материя. Сложно придерживаться одного из этих мировоззрений в отдельности, но современный человек больше склоняюется к материалистическому. Мир материален, но все-таки есть какая-то сила, за пределами нашего понимания. Можно назвать это «высшим разумом». Материализм по своей сути очень убедителен, так как основывается на эксперименте. Что не доказано, то не является фактом. Но то, что материя существовала вечно и бесконечно и начала нет – факт весьма спорный. Убеждение, что мир возник в результате «Великого взрыва» тоже не очень-то убедительно и сложнодоказуемо. Так как же устроена вселенная? Для христиан это два мира – видимый и невидимый. Видимый – это то, где мы живем, что мы, так сказать, видим вокруг себя, а невидимый – это царство Господнее: рай и ад. Для материалистов – это только материальный мир, состоящий из мельчайших частиц, мир познаваемый наукой и только ею. Материалисты признают и духовный мир, но он порожден силой разума. Теософия утверждает, что мир это – некая духоматерия, что он состоит из уровней сущностей. Библия, как книга, которую написали люди со слов Божьих, говорит, что жизнь без Бога невозможна. Она рассказывает о божественном происхождении жизни. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной Воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех " ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын " рождается" от Отца, святой Дух " исходит" от Отца. При этом и " рождение" и " исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда – " предвечны" – и равны по достоинству – " равночестны". Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель " образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, " искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: " принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие " таинства" – особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего – крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование. Но данный факт с точки зрения материализма весьма сомнителен, так как основывается на личном опыте создателей, не подтвержденном реальными экспериментами. Материалистическое же мировоззрение хорошо во всем и весьма убедительно, если не считать убеждение, что жизнь возникла случайно. Ведь, как известно, ничто никуда не уходит бесследно и ниоткуда просто так не появляется. Теософы часто считают инопланетное возникновение жизни наиболее приемлемым. В чем смысл жизни? Этот вопрос, пожалуй, люди ставят перед собой всегда. Будь они материалисты или христиане, теософы или люди других воззрений. Этот вопрос не стоит лишь перед теми, кто живет днем сегодняшним. Христиане считают, что человек живет для того, чтобы соединиться с богом. Материалисты преследуют научные, материальные интересы, улучшают свое благосостояние из поколения в поколение. Теософы стремятся соединиться с «высшей» энергией. Все они стремятся к чему-то высшему. Хотя для каждого из них это абсолютно разные вещи. Познать непознанное – в этом наверное, и есть смысл жизни. Найти самого себя в этом мире. Понять что-то такое, что другим недоступно и не потерять себя как личность. Существует ли смерть? Смерти нет и быть не может, ведь человек умирая, остается жить в своем духовном состоянии. Он как бы рождается заново, соединяется с Богом. Так считают христиане. А материалисты? Смерть есть. Смерть есть и, умирая, человек сливается с общим зарядом – это теософское мировоззрение. В связи со всем вышеизложенным можно сказать что в современном обществе мировоззренческая ситуация очень сложная. Очень много людей говорит о Боге, в тоже время придерживаясь чисто материальных интересов и практически во многом себе противореча. Всем известно, что в современном обществе присутствуют и все чаще появляются кризисы, говорящие о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Либо человечество пойдет другим, гуманным по отношению к миру, путем, либо наша цивилизация может просто исчезнуть. Их много. Особое внимание уделяют глобальным кризисам, которые могут быть решены лишь усилиями большого количества населения. 1. Нравственный. 2. Экологический. 3. Демографический. Деградация человека, разрушение его сознания, упадок морали – все это нравственный кризис, который приведет к уничтожению мира. Основная проблема состоит в том, что все хотят жить в мире потребления, т.е. много производить и много получать. Но для большинства так жить невозможно. Планета этого не выдержит (ограниченные возможности природы: ресурсы, экология и т. д.). Она еще обусловлена и демографической проблемой. К 2100 году население составит 10-12 млрд., причем 9/10 будет жить в развивающихся странах. Возникнет проблема с ними. Таким образом, перенаселение планеты, демографический кризис, приведет к тому, что людям просто негде станет жить, начнутся глобальные мировые войны за место под солнцем. Но, пожалуй, экологический кризис разрушит нашу цивилизацию еще быстрее. Разрушение озонового слоя Земли уже давно сказывается на климате планеты. Нарушается природный экологический баланс. Мировое потепление приведет к тому, что сначала начнется глобальная засуха, а если солнце растопит льды Антарктики и Арктики, то вся цивилизация исчезнет под водой, которая впоследствии под действием испепеляющего Солнца тоже исчезнет, унеся с собой последние формы жизни. Человечество подошло к рубежу, когда от своих собственных успехов мы можем погибнуть, как цивилизация. Прогресс парадоксально ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала такое мировоззрение, которое несовместимо с существованием самой цивилизации. Так какой же выход из создавшейся ситуации? Естественно, смена мировоззрения. Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют " жизненной философией". Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально " работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия. Новый образ жизни, новый способ производства, новая семья. Замена технологии на более прогрессивную, экологически чистую, безвредную для окружающей среды, поднятие морального облика населения путем познания духовных ценностей и проникновения их в массы, поднятия жизненного уровня, обращению к разуму человека, к научному осмыслению происходящего. В некоторых сильно развитых, привилегированных странах это программа контроля за рождаемостью, так называемая программа «Двух миллиардов», смысл которой в том, чтобы оставить на планете два миллиарда людей и тем самым решить проблему перенаселения. Но вряд ли это можно назвать выходом. Если брать христианское мировоззрение, то это обращение к Богу, жизнь по законам Божьим. И в принципе если бы все на Земле происходило бы по законам божьим, то не было бы глобальных кризисов и вполне вероятно общество не пришло бы к такой тупиковой ситуации. Хотя у христиан есть и другая точка зрения. По их убеждению все, что вокруг нас – прах, лишь материальная оболочка, а основная жизнь наступает лишь после смерти в царстве Господнем, так что все что вокруг происходит лишь суета и абсолютно не важно что на земле будет дальше. Ведь грядет Апокалипсис и весь материальный мир сгорит в геенне огненной. Таким образом, жизнь является лишь испытанием, которое нужно пройти достойно, чтобы заслужить себе место в загробной, настоящей жизни. У теософов тоже довольно-таки антагонистичное отношение к миру, их окружающему. Мир сегодняшний исчезнет и после него появится новый, так зачем же задумываться над сегодняшним, ведь материальная оболочка явление временное. На горьком опыте человечество убеждается, что ни социально-экономические движения, управляемые голым рассудком, ни достижения науки сами по себе не в состоянии провести человечество между тираниями и мировыми войнами. Наука превращается в марионетку политических деспотий, куда более послушную и надежную, чем была церковь для феодальных владык. Научная деятельность с самого начала не была сопряжена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой деятельности допускались все, независимо от уровня их нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и техники обращается теперь одной стороной против подлинных интересов человечества. Таким образом, опыт истории подводит нас к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония будет достигнута не путем развития науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, но созданием федерации государств с этической контролирующей инстанцией, распространение материального достатка и высокого культурного уровня на все население всех стран, воспитание людей согласно с моральными ценностями. В осуществлении этих идеалов важную роль несомненно играет искусство. Образы искусства оставляют больше свободы воображению, они предоставляют каждому толковать учение так, как это органичнее и понятнее именно для его индивидуальности, не искажая его первоначальной сути. Возможно, это утопия, так как культурные, социальные и другие различия между развитыми и развивающимися государствами слишком велики, но я считаю, что рано или поздно человечество придет именно к подобной системе. В частности, сейчас этому способствует глобализация, и это все же один из положительных ее моментов.
|