Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Непротивление злу. Не отвечать на зло новым злом
Взрослым: перед началом этой беседы хотелось бы несколько развить тему христианской этики в части непротивления злу, которое издавна служило прибежищем человеческой слабости и малодушию. Безответственное непротивление часто исходит от завуалированного эгоистичного нежелания иметь лишние проблемы. Непротивление граничит с малодушием и являет собой разновидность дезертирства и отступничества перед трудностями и препятствиями.Некоторым людям будет трудно увязать противоречия: когда Христос бичом прогонял из храма торговцев и в то же время учил подставлять ударившему другую щеку. В первом случае Он защищал не себя самого, а храм Отца, при этом негодование и возмущение было самоотверженным, не эгоистичным, возвышенным и геройским, не имеющим ничего общего с гневом и раздражением, идущим от самолюбия и эгоизма. Во втором случае, уча подставлять щеку нападающему, указывалась необходимость усмирить самолюбие и гордыню, не вставать на защиту своего низшего эгоистичного начала. Этот впечатляющий яркий пример показывает также степень невозмутимости духа, встречающего зло в полном спокойствии. Также подразумевалось быть духом выше нападающего и не иметь в себе ответного зла (как например, взрослый человек с высоты своего положения не отвечает злом, великодушно прощает и остается невозмутимым при нападении драчливого малыша). Для этого, прежде всего, необходимо без сожаления очистить храм в себе, и изгнав из него себеслужение, самость и зло, стать невосприимчивым к негативным влияниям извне, обрести возможность уравновешенно и активно противостоять злу твердым, мужественным, суровым добром. ° Разница между злом сознательным, намеренным и несознательным, безответственным. ° Несознательное зло покрывается добром. Надо уметь прощать несознательное зло, " ибо не ведают, что творят". Вытеснение зла добром и красотой не просто останавливает зло, но и перерождает его в добро. Противостоять злу – значит, не отступать перед лицом зла и безобразия, а действовать красиво, благородно, великодушно, достойно. ° Непротивление злу своим низшим естеством. " Не воздавайте злом за зло", не отвечайте на зло новым злом. Нужно останавливать злого человека не злясь, спокойно, решительно, смело. Останавливая зло, нельзя самому заразиться ответной злостью, местью и ненавистью. Встав на защиту добра, человек должен уметь сохранить в сердце спокойствие, чистоту и не перешагнуть границу добра. ° Перед активным и сознательным злом нельзя отступать, так как такое зло нельзя умилостивить. Его необходимо останавливать, пресекая его разрастание более сильным и решительным добром. á Плохой человек изо всех сил бил палкой собаку. Проходил мимо первый человек, увидел и сказал, что так нельзя поступать, и пошел дальше. Второй человек спокойно остановил плохого, отобрал у него палку и, поломав ее, выбросил. Проходил мимо третий человек, он выхватил палку у плохого и стал ею сам избивать плохого человека. [? ] Кто из трех прохожих поступил правильно? Кто творит большее зло: тот кто избивает собаку или тот, кто стал избивать человека? Можно ли в ответ на плохой поступок говорить только хорошие слова или, помимо слов, нужно совершить хороший поступок? Добр ли человек, который в ответ на зло сам начинает жестоко избивать напавшего? Дополнительно: защита самого себя часто эгоистична, а защита другого альтруистична. Активность зла гасится невозмутимостью духа, то есть молчанием страстного низшего естества. Зло также нейтрализуется душевным подъемом и благим порывом высшего естества, проявляющимся в безличном негодовании и возмущении.
|