![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой режим законности: понятие.
№134 Принципы и требования законности. Правовой режим законности - это соблюдение гражданами гос-ми органами конституции, законов, подзаконных актов. Законностъ - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы два условия: 1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); 2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона). Принципы законности: 1) единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны); 2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание к-либо органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, т.к. законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление являются показателем состояния законности и демократии и обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий й показателей культурного уровня общества); 5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона). 6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества. №135 Гарантии законности: понятие и виды. Законностъ - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.); 2) политические (степень демократизма конституционного строя политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.); 3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, прокуратуры, суда, милиции и т.д.); 4) общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5) идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требования права, уровень нравственного воспитания в обществе); 6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовник и гражданских дел), средства (поощрений и наказании и т.п). № 136 Общественный порядок- понятие Общественный порядок - это обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченость общественных отнощений и придающая им определенную организационную форму. Общественныий и правовой порядок имеют тесную взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой, государственной охраной. Эти понятия представляют собои практически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений, имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер. Характеристиками правопорядка являются его пригодность для общественного прогресса на основе справедливости; способность гарантировать основные права и свободы человека; возможность обеспечения соблюдения групповых интересов, а также степень их порядоченности посредством правовых форм. Правопорядок и общественный порядок отличаются поставленными перед ними задачами. Так, перед общественным порядком ставятся задачи обеспечения социального мира и справедливости защиты всех слоев общества от негативных последствий; гарантированности такого социально-экономичесто условия жизни народа, как благополучие: гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества. Правопорядок - это свойство общественных отношений, представляющий собой систему общественных отношений, правоотношений, основанных на нормах права, сложившихся в процессе реализации идей и принципов законности, основанных на праве проявляющихся в правомерном поведении. Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складьшается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественник организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, котораяя складывается в результате реализации социальные норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его зашитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваютси своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традицши. В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом. №137 Правопорядок понятие, принципы – это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Это система взаимосвязанных и взаимодейсвующих элементов: субьекгов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права. Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; мнообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными характеристиками; одновременно целостностью. Основными признаками правопорядка явдяются: его регламентация (-это установление правил, определяющих порядок к-либо дея-ти) правовыми нормами; реальное вооплащение содержания данных норм в жизни, урегyлированность на их основе общественных отношений; гарантированность государством. К главным принципам правопорядка относятся: законность; конституционность; целостность, структурность; иерархичность; нормативность; справедливость; подконтрольность; простота; гарантированность; общеправовые и общесоциальные принципы. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т.е, на их правомерном поведении. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. В ряде случаев возникает необходимость в особой процедуре, называемой применением норм права. Государство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон, с помощью специальных органов: прокyратуры, милиции (полиции); органов безопасности; судов; системы органов и учреждений, исполняющих наказания. Правопорядок - это порядок в общественных отношениях, являющийся следствием соблюдения законов и основанных на них нормативно-правовых актов. Правопорядок - это система общественных отношении, правоотношений, основанных на нормах права. Для понимания роли и значения правопорядка важную роль играет понимание таких категорий, как законность и соотношения правопорядка и законности, т.к. правопорядок - результат деиствия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношении, которая выражается в правомерном поведениии участников, совершаемом в пределах правовых отношении. Правопорядок включает в себя такие элементы правопорядка, как: 1) право и законность, являющиеся его нормативно-юридическая основой; 2) правомерное поведение, совершаемое субъектами в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеии принципов законности (содержание правового порядка); 3) участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. №138 Правового регулирования: поятие, Структура и содержание, методы, способы. Правовое регулирование -это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Понятие «механизм» прaвoвoгo регулирования производно от понятия правового регулирования. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая характеризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздеиствия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частно-правового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субордирдинации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Способы правового регулирования – это пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. Выделяют следующие способы правового регулирования: 1) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; З) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатиь и т.д.). Процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен в зависимости от выполнения правовых обязанностей(добровольно или под принуждением). Существенное значение для понимания правового регулирования имеют его предмет или сфера правового регулирования. Предметом правовога регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношении. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управлемческие, организационные и другие отношения. Можно. сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет: 1) не только собрать вместе явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), участвующие в правовом воздействии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результативность правового регулирования; 2) высветить в связи с зтим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовом системе, показать их связь между собои и взаимодеиствие. Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчества, правореализации и применения юридическии ответственности) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Итак, механизм правового регулирования - это сложное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. ---способы№ Правовое регулирование, понятие - это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. ТГП выделяет три основных способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. 1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. 2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия. 3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение – это разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.Между обязываниями и запрещениями существует весьма тесная взаимосвязь. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу. №139 Правового регулирование: предмет и метод. Правовое регулирование -это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Понятие «механизм» прaвoвoгo регулирования производно от понятия правового регулирования. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая характеризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ сво метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздеиствия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частно-правового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субордирдинации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Существенное значение для понимания правового регулирования имеют его предмет или сфера правового регулирования. Предметом правовога регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношении. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управлемческие, организационные и другие отношения. Можно. сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет: 1) не только собрать вместе явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), участвующие в правовом воздействии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результативность правового регулирования; 2) высветить в связи с зтим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовом системе, показать их связь между собои и взаимодеиствие. Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчества, правореализации и применения юридическии ответственности) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Итак, механизм правового регулирования - это сложное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. №140 Типы правового регулирования. Правовое регулирование - это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.. 1) Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможность для различного рода злоупотреблений. 2) Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия зарещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Вывод - Общедозволителый тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государсвенного принуждения. ---№141(1) Стадии процессаправового регулирования- это осущесивляемое всей системой юр=х ср-тв воздействие на общественные отношения с целью их упорядочить. 141 (2)Стадии механизма правового регулирования. Первая стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общего действия юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники. Наибольшее значение в нормативной основе придается таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права. Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть некоторые' правоотношения. В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обязанных. Третья стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле за использованием прав и исполнением обязанностей или защите прав субъектов правоотношений. Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода - правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеется возможность применить в отношении обязанного лица меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотноивения. Таким образом, главным элементом на рассматриваемой стадии являются охранительные правоприменительны е акты.
|