![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы вербального речевого воздействия
Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Любая речь прежде всего должна быть слышимой. Это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях говорения. Умение владеть голосом тесно связано с развитием фонетического (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит от ясности, отчетливости и произношения – дикции. Наконец, речь должна быть правильной, т. е. соответствовать нормам орфоэпии русского литературного языка. Таким образом, к технике речи относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию. Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно. Интонация (лат. intonare – громко говорить) – сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. – Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл. По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия. В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» – возрасте, поле, о родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о его социальном положении, эмоционально-оценочном отношении к собеседнику и т. п. Интонационная выразительность нашей речи складывается из: а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли; б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений; в) выразительности эмоциональной; г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи. Реализуют эти составные голос и дикция говорящего, а также ударение, пауза, мелодика, тембр и темп речи. Голос. «Голос – это мы и наши мысли, – замечает Поль Л. Сопер. – То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать... Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще». Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств. Как утверждают психологи, за один голос можно любить или ненавидеть человека. О зависимости голоса от характера и состояния человека свидетельствуют многие определения к слову голос, например: решительный, смелый, робкий, вялый, бодрый, жизнерадостный, смешливый, вежливый, брюзжащий, скучный, легкомысленный и т. п. Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) динамический диапазон голоса; 2) полётность звука; 3) тембр; 4) подвижность, гибкость голоса; 5) выносливость голоса, малая утомляемость. Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Как и всякий психофизический навык, четкость произношения постигается опытом – тренировкой речевого аппарата, специальными упражнениями по артикуляции, посредством которых можно исправить дефекты звучания и выработать навыки выразительной дикции. Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п. Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей. Недаром появились пословицы и поговорки типа: " За твоим языком не поспеешь и босиком", " Строчит, как из пулемета", " Тысяча слов в минуту" и др. Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль. Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту. Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Психологическое воздействие пауз очень велико. Опытный оратор специально пользуется паузой, чтобы придать значимость высказанным положениям. Различают логические и психологические остановки речи. Ударение – главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Каждый раз оттеняется лишь одно слово, в соответствии со смыслом предложения. Мелодика. Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую. Роль мелодики существенна: с одной стороны, она, в сочетании с ударением и паузой, оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей, с другой – наряду с паузой служит средством членения речи.
|