Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.
Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Сознание это отличительная сущностная характеристика человека. Еще Аристотель определяет человека как «разумное животное». Будучи несомненной очевидностью человеческого существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, и принципиальная ненаблюдаемость сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции. При этом попытки объективировать опыт сознания и исследовать его через устойчивые внешние факторы, как правило, приводили к утрате уникально-личностного контекста, составляющего сущностную специфику этого феномена. Однако, с другой стороны, методы интроспекции (от лат. “introspectio” - смотрю внутрь), ориентированные на выявление конкретности и индивидуальности " Я", фиксируют всеобщие и универсальные моменты личностного опыта. Реконструкция феномена сознания возможна лишь при его соответствующей соотнесенности с фундаментальными метафизическими, онтологическими, гносеологическими и социально-философскими вопросами, затрагивающими оппозиции материального и идеального, субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. На сегодняшний момент можно говорить о выделении трех основных подходов в философии к исследованию сознания: субстанциального, функционального и экзистенциально-феноменологического. Проблема генезиса сознания. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение. Согласно данной точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание " исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы " мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. 2. Основная идея другой, " биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Созна́ ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[ Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека. сознание - высшая способность психического отражения действительности, присущая только человеку. В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное. В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий. Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, автоматизмов поведения и т.д. К сфере сверхсознания относят объективно-сверхвременные предметные содержания и акты сознания. Сознание - это целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека. В философии сознание рассматривается как целостная система. Память обеспечивает единство всех сознательных эл-в, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувств и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы. Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть). Эмоция - как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный эл-т этой сферы - воля - способность Ч к достижению своих целей.
Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептимизм, агностицизм).Второй стороной осн-го вопроса ф-фии является вопрос познаваемости мира.Фил-е направление за познаваемость мира называется гносеологическим оптимизмом. Направление, которое отрицает познаваемость мира наз-ся огностицизмом. Проблема познаваемости мира явл-ся основной даже для тех, кто не признает этот вопрос основным. В основе познания лежит отражение объективного мира в мозгах в форме идеальных образов. Основные принципы познания: 1. объективность рассмотрения познаваемого предмета 2. наши восприятия, представления - идеальные образы предметов 3. проверка этих образов, отделение истинных от ложных даётся практикой Познание - высшая форма отражения и обладает своей спецификой. 1. познание - сущностное отношение к миру 2. познание - творческое отражение окр. мира 3. познание регулирует преобразующую деятельность человека Основная проблема гносеологии - вопрос о соотношении объекта и субъекта познания. В истории Ф. долго не учитывалась активность субъекта познания. Субъект познания - представитель общества, включённый в систему различных общественных отношений с др. людьми, использующий инструменты, предметы и средства духовной и материал. культуры. Объект познания - совокупность предметов и процессов окр. действительности, которая была или будет вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания. Познание - активный творческий процесс!
36. Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание). Познание – это сложный и многогранный процесс получения, накопления и приумножения знаний. Теория познания- учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей, отношений,, об основных закономерностях позноват процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах, в кот осущ. Позноват процесс. Традиционно выделяют две основные познавательные способности Ч: рациональную и чувственно-сенситивную. Рац познав способн - это способн к формированию понятий, суждений и умозаключений. Чувств-сенситивная - способн к ощущениям, восприятиям и представлениям. в познавательную сферу входят внимание и память. Уровни познания: 1)Духовно-правкрический(мифология, обыйденый опыт), 2)духовно-теоретический(философия, наука) Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Субъект и объект познания не существуют в готовом виде; они определяются уровнем развития общественной практики. Объект познания не есть постоянная величина. Процесс познания начался с распредмечивания. Процесс распредмечивания – это выявление свойств предмета в оперделенных позновательных действиях (перцептивные) (ощущения, восприятия и представления). Пареллельно с перцептивными развиваются логические действия – действия, связанные с формированием понятий. Понятия – первичная и главная форма логических операций. Суждение – это связь 2-х и более понятий. Человеческая мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож. и отрицательными. Умозаключение – это когда из нескольких суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеà общее) и дедуктивными (общееà частное). Познавательный процесс предполагает такие чувственные интеллектуальные действия, как сомнение, вера и интуиция. Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная. Античные философы по-разному отвечали на вопрос о познаваемости бытия. Так, гносеологические оптимисты (среди них Маркс, Платон, Аристотель) считали, что мир, в сущности, познаваем. А скептики (Пиррон, Юм, Эмпирик) сомневались в возможности ответа на вопрос, познаваем ли мир. Агностики(Беркли, Кант) утверждали, что мир в своей сущности не познаваем. 37. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации и прогнозирования событий, для планирования и реализации деятельности коллективов людей, для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляют собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный потенциал человечества, складыв. в процессе познания. Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия и представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций, как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование. Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мира остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию, считая, что именно оно является главным и даже единственным источником наших знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты. В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного, рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения «чувственности» и «рациональности» как некоторых абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая, что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии. 38. Познание и практика. Практика- это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность чел., имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития чел. общества и познания. Практика носит осознанный и целенаправл. характер. в сознат. действиях чел отчетливо выражена их устремленность к достижению конечного результата. Способность ставить цели и намечать определ.планы отличает деятельность чел от животного. Материальная деятельность людей составляет практику. Жизнь невозможна без труда. Человеи изменяет то, что дает ему природа (практика). Общественная практика играет роль основы и движущей силы познания и в том смысле, что она указывает на явления, изучение кот имеет особенно важное значение для общество: изменяя в процессе труда предметы действительности, чел выявляет в них новые, ранее не известные ему свойства и делает их предметом изучения. 39. Понятие истины и её критерии. Знания, получаемые человеком в процессе познания окружающей действительности, должны находиться с этой реальностью, действительностью в определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективной реальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопрос о том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлением и проверкой соответствия знания объективной реальности. В истории философии высказывались различные подходы к выделению критериев истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знание о вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени. Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализм рассматривает в качестве критерия истины — практику. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества, называют объективной истиной. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либо явлении или предмете называют абсолютной истиной 40. Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания. Общее направление процесса познания выражается в формуле < От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: чувственная и логическая. В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания) Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов. Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения. Различают три вида умозаключений: индивидуальное (от частного к общему), дедуктивное (наоборот), традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности) Чувственное и логическое познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция. Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания. 41. Познание науки и её основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе. Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности. Наука начинается с наблюдения событий, фактов, их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить. Для науки важным фактом является обнаружение регулярности, так как она позволяет объяснять и предсказывать явления. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том. что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. В совр.й науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею соц. функции: · культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбы теологии и науки; · как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера; · как социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись. Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного знания и являющаяся особо актуальной в настоящее время? — это проблема социальной ответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен осознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделима от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на нее. 42. Методы научного исследования и их классификация. В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Важнейшие методы научного познания: · восхождения ог абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом; · моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя; · эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта ипи наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов: · универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи; · идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут; концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. 43. Эмпрический и теоретический уровни научного исследования. Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны связей Бэкона — Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в качестве эвристических средств открытия новых истин. Другими словами, они приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижение. Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских методов имеют эвристический, а не алгоритмический характер. Пользуясь такими эвристическими методами, можно систематически, целенаправл. и организованно вести научный поиск. Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опираегся на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
44. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория). Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма знаний. Основными из них являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа. Факт. В обычном смысле слова «факт» (от лат. factum – сделанное, совершившееся) является синонимом слова «истина», «событие», «результат». Как логическая форма факт – суждение о единичном. Например, «Земля обращается вокруг Солнца», «Вода при 100°С превращается в пар». Большую роль в выработке и накоплении фактов в естествознании всегда играли наблюдения и эксперименты. Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Каждая научная дисциплина проходит длительный период их накопления. Для естественных наук он охватывает ХV-ХVII века, значительную роль в формировании фактической базы естествознания сыграли великие географические открытия. Теория является логически организованной системой научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта. Структура научной теории: исходный эмпирический базис – факты наблюдений и данные экспериментов; исходный теоретический базис – аксиомы, постулаты, допущения, законы и т.д. логический аппарат – правила вывода и доказательства; совокупность выведенных следствий с их доказательствами. Функции теории: 1) объяснительная; 2) систематизирующая; 3) предсказательная; 4) методологическая. Гипотеза - это научное предположение, опирающееся на факты, выраженное в форме суждения, или системы взаимосвязанных суждений, о причине, механизме изучаемых явлений. По своей логической структуре гипотеза является вероятностным суждением, т.к. истинность ее не определенна. По своей познавательной функции гипотеза выступает либо как форма развивающегося знания от проблемы к теории, либо как структурный элемент теории. Гипотеза как процесс мышления складывается из двух последовательных этапов: 1) построение гипотезы; 2) обоснование ее логическими методами. Проблема – это такой научный вопрос, на который нельзя ответить, пользуясь имеющимися в наличии знанием и средствами. Осознание такой ситуации, когда невозможно старыми средствами решить данную задачу, означает наличие проблемной ситуации. Она характеризуется: 1) фиксацией существующего пробела в имеющемся знании, противоречия между знанием и незнанием, известным и неизвестным, осознанием невозможности имеющимися средствами объяснить какие-то факты; 2) осознанием материала и средств, имеющихся в распоряжении исследователя для достижения поставленной цели. Лишь на определенной ступени развития общества приходит время для постановки тех или иных проблем. Каждая проблема – это дитя своего времени. 45. Научные революции, их сущность и технология. Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научный и технический прогресс впервые стал сближаться в XVI-XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического и экспериментального решения практических задач. С конца XVIII века наука и техника окончательно сближаются, что определяет их взаимосвязанное, взаимозависимое дальнейшее развитие. Современный этап НТП характеризуется резким ускорением его темпов, что дало основание ввести термин «научно-техническая революция» (НТР). НТР включает в себя: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; доведение их результатов до практического использования в виде научно-технических разработок, инженерных решений; организацию производства новой техники; совершенствование организации производства, труда, управления; постоянное техническое перевооружение предприятий. НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др. НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса. Главная черта НТР —интеллектуализация всех видов деятельности людей. Однако НТР таит в себе и серьезные опасности для общественной жизни. Злоупотребление достижениями НТР даже в условиях определенного контроля над их использованием может, по мнению обществоведов, привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения на длительный исторический срок окажется под властью привилегированной господствующей элиты. Если же НТР примет форму бесконтрольного процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе. Таким образом, наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. 46. Этика науки и социальная ответственность учёного. В связи с постоянным возрастанием роли науки в жизни общества, зависимости от нее перспектив существования цивилизации, сохранения природных условий жизни людей и т. п. в самом научном сообществе и в отношении к науке со стороны общества в целом складывается совокупность моральных норм, регулирующих исследовательскую деятельность ученых и различные аспекты системы их отношений, которая получила название этики науки. Термин «этика науки» употребляется также в значении предмета философии науки и общего науковедения, изучающего закономерности этического регулирования научной деятельности. Как совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых этика науки включает в свою структуру следующие аспекты: 1) отношение к научному знанию, главными характеристиками которого является творческая свобода в познавательной деятельности и ответственность за истинность и объективность полученных знаний, сформулированных научных положений и выводов; 2) отношение ученых друг к другу, в котором первостепенное значение имеет свобода выбора общения, научной коммуникации, а также ответственность в плане поддержания духа доброжелательности, объективности, непредвзятости, критичности и т. д. в оценке научных достижений другого; 3) отношение к обществу и государству, выражающееся в праве заниматься научной деятельностью в соответствии со своими способностями, участвовать в разработке актуальных проблем науки, имеющих первостепенное значение для благосостояния общества и государства. Сообщать о важных результатах своей деятельности, добиваться их признания, оценки и применения в различных социальных, государственных проектах, предвидеть последствия практического использования полученных результатов, отстаивать приоритет народа и государства в конкретных научных достижениях; 4) отношение к самому себе, включающее свободу выбора средств и методов, способов организации творческой работы, направления деятельности, способствующих самореализации, обеспечению личной продуктивности в исследовательской деятельнос-ти, творческому, профессиональному росту, что должно быть сопряжено с ответственностью за достоверность полученных знаний, их актуальность, общественную значимость, включать критическую, объективную самооценку своего вклада в науку, совершенствование личных морально-деловых качеств. 47. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества. Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших из природы и неотделимых от нее людей. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общество как система есть упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы. Представляя собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интегративным системообразующим качеством — отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы. Общество представляет собой открытую систему. Это означает, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам. Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений. 48. Социальная структура общества. Общество на любой ступени своего развития не является однородной совокупностью индивидов, а представляет собой отношения взаимосвязанных социально-исторических общностей с присущими каждой из них определенными качественными особенностями. Под социальной структурой понимают строение общества как целостной системы, состоящей из элементов и связей между ними. Специфика социальных отношений проявляется в том, что они непосредственно связаны и с материальными, и с идеологическими отношениями, как бы «синтезируя» их определенные стороны. Носителями (субъектами) социальной структуры являются социально-исторические общности людей (этносы, классы, социальные группы, слои внутри классов и групп) и социальные ячейки общества (семья, а также в некоторых отношениях трудовые коллективы, целевые группы, территориальные общности). Многообразные внутренние социальные связи, отношения соединяют людей в определенные устойчивые объединения — социальные общности и социальные ячейки. В свою очередь социальные общности, социальные ячейки вступают в различные перекрестные связи между собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и то же время и нередко имеет место на одном геопространстве. В социальных связях получают воплощение отношения равенства и неравенства по положению общностей, групп и ячеек в обществе. Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм. избирательного права, общественное гонение с помощью кот. осуществляется власть и влияние на нее. Структура общества. Социальные образования и исторические формы их эволюции. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, к-рые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. 49. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в общественном развитии. Движущие силы развития общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.: Классики марксизма-ленинизма открыли материальные движущие силы, доказали их первичность и определяющий характер по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. В об-ве развитого социализма их ядром являются неантагонистические противоречия; движущей силой здесь выступает социалъно-политическое и идейное единство об-ва во главе с рабочим классом и при руководящей роли Коммунистической партии; развиваются все более эффективные материальные и моральные стимулы к труду, широко развертывается социалистическое соревнование; возрастает роль народных масс во всех сферах общественной жизни; действуют такие духовные движущие силы, как социалистический патриотизм и интернационализм, критика и самокритика и др. Результатом является ускорение темпов общественного прогресса, все более полное использование его достижений в интересах трудящихся. 50. Духовная жизнь общества. Духовная жизнь общества является подсистемой общества. Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженных в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Совокупность общественных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образуют духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Т.обр., общественное сознание есть часть общественного бытия. При этом нельзя забывать, что общественное бытие и общественное сознание – относительно самостоятельные явления. Духовная жизнь – деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей. Общественное сознание есть лишь сердцевина духовной жизни. Общественное сознание есть совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития (советская молодежь 70-х гг., казахстанское общество периода становления независимости). Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями. Структурными элементами являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское. Как видим, форма общественного сознания – это определенный вид деятельности человека. Каждая форма имеет свою специфику: направление внимания на определенные стороны и связи действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития. Различны и формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты, религиозные заповеди, художественные образы). Поэтому каждая форма общественного сознания относительно самостоятельна и независима. Но независимость не значит отсутствие взаимодействия. Например, взаимодействие политики и литературы породило целое направление художественного развития – социалистический реализм; философии и религии – русскую религиозную философию; религии и искусства - иконы, псалмы; наука и искусство – фотография, кино, телевидение, литературный жанр фантастики; искусство и право – детектив. Поэтому, формы общественного сознания имеют ряд общих черт. 51. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. В истории соц.-фил. мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия истории выделяются и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный. Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории и выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество. Т. обр., единство исторического процесса выражается в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности. Наиболее ярким представителем данного подхода является К. Маркс. С его точки зрения развитие общества определено процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. Маркс выделял пять формаций, порядок расположения которых отражает этапы развития любого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена формаций обязательно характеризуется открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы. Цивилизационный подход трактует общественное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых обладает собственной спецификой, уникальностью духовной, социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на исследовании именно специфического, самобытного в истории того или иного общества, народа, «непохожести» на других, а также констатируется несоизмеримость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада). В первой половине XX века в рамках этой парадигмы наибольшую известность приобрели теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали существования единой истории человечества, опираясь в своих теоретических построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями. В настоящее время обществоведы чаще занимают позицию золотой середины между двумя крайностями в исследовании исторического процесса. Они признают и существование различий между культурами и цивилизациями, и наличие существенных общих черт в их развитии. 52. Основные парадигмы философского анализа культуры. Специфика философии культуры по отношению к другим дисциплинам, изучающим культуру, заключается в том, что она постигает наиболее общие основы существования и функционирования культуры, ее отношение к важнейшим феноменам человеческого существования, а также методологию ее исследования в науке. Философия обсуждает вопросы определения культуры и ее отношения с другими понятиями, описывающими общественную жизнь, вопросы истории и будущего культуры, соотношения разных ее форм и компонентов, соотношения культур и их диалога, основных методологий и методов описания культуры и пр. По отношению к другим наукам, которые, исследуя культуру, опираются в основном на эмпирические теории или теории среднего уровня, философия культуры включает в себя теории верхнего уровня, абстрактные концепции о культуре вообще. Невозможно дать однозначного и исчерпывающего определения культуры. Можно выделить несколько подходов к определению понятия культуры: 1. Культура понимается как искусственная среда обитания человека, как то, что противостоит естественной среде обитания, Природе. 2. В латинском языке слово «культура» означает «возделанное». В этом значении культура - то, что создается искусственно и воспитывается людьми, в отличие от того, что развивается в обществе или отдельном человеке спонтанно, как дикорастущее растение. Именно на основе такого понимания культуры некоторые народы противопоставляли себя другим как бескультурным (диким варварам). 3. В самом общем плане культура определяется как форма духовного опыта общества, отличающая его от других обществ. 4. Можно говорить также о культуре каждого человека, которая делает его индивидуальным по отношению к другим людям. При анализе культуры возникает ряд проблем: * Первая проблема заключается в том, что доминирует в культуре: выражение духовного мира общества или отражение материальных условий.существования общества. * С этим связана вторая проблема: автономна ли культура (есть ли у нее своя собственная внутренняя логика развития) или она зависит от развития техники и материальной жизни общества. * Третья проблема: является ли каждая культура уникальной и неповторимой или можно выделить некие общие характеристики во всем многообразии культур. «Четвертая проблема заключается в характере развития культуры: является ли культура замкнутой, интровертированной, или, напротив, открытой, экстравертированной. * Пятая проблема пытается определить соотношение традиций и новаций в культуре: ориентирована ли она на производство нового (развитие) или на воспроизводство старого содержания (консервация).
Важнейшими подходами к определению культуры в философии являются материалистическая (деятельностная), игровая, психологическая (аксеологическая) и семиотическая концепции культуры. 53. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации. Цивилизация – то этап, который связан с разделением труда, обменом товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами. Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны – способ освоения культурных ценностей, который определяет специфику общественной жизни. Уровень развития материального производства, техники, технологии, самого человека является тем фундаментом, без которого невозможна жизнедеятельность людей. Это объективная основа цивилизации, без которой она вообще не существует. Доиндустриальная цивилизация — это общество, находящееся на " аграрной" стадии развития, когда основной отраслью производства является сельское хозяйство, поглощающее подавляющее число работников, земля является главным объектом собственности, а землевладельцы — ведущей социально-экономической и политической силой общества. Индустриальная цивилизация, соответственно, — это общество, находящееся на промышленной стадии развития, когда основной отраслью производства становится крупная индустрия, организованная преимущественно в форме корпораций, промышленный и финансовый капитал является главным объектом собственности, а собственники капитала — ведущей социально-экономической и политической силой общества. Постиндустриальная цивилизация — это современное общество самых развитых социально-экономических систем, в котором главной отраслью производства становится сфера услуг, ведущую роль приобретает наука и образование, главным объектом собственности выступает информация, а ведущей силой общества — ученые и профессиональные специалисты. 54. Техника и её роль в истории цивилизации. Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Но в то же время и сам человек — продукт своей технической деятельности. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить, что смысл орудий труда, заключается в том, что люди в них проектировали сами себя. Постепенно в работах о технике определились два направления: · инженерная философия техники; · гуманитарная философия техники. Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. Человек своим вмешательством может постоянно нарушать и даже разрушать природные системы или решающим образом довести их до вырождения. 55. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации. К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, след., треб. согласованных международных действий для их решения. Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие: · угроза мировой термоядерной войны, предотвращение кот. предполагает установление и поддержание безъядерного мира; · экономич. отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества; · угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии); · экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу; · угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах; · негативные последствия научно-технического прогресса; · деморализация и криминализация общественной жизни. · Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих групп: · общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений); · проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса); · проблемы взаимоотношений общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний). Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат 56. Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности. Глобализация (от фр. Global - всеобщее, такой, которая охватывает всю земную шар) - это сложный многогранный процесс, который распространяется на все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную. Глобализация резко обострила проблему сохранения культурной идентичности, которая сегодня рассматривается учеными разных специальностей: политологами, социологами, философами, психологами, а также активно обсуждается в обществе. Причем в общественном дискурсе на первый план выступают страх перед американизацией (вестернизацией), с которой чаще всего ассоциируют культурную глобализацию, и опасения потерять собственную идентичность. Под идентичностью в самом общем виде понимается некая устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров, их самотождественность, позволяющая ответить на вопросы: кто я и кто мы. Проблема идентичности в эпоху глобализации включает, прежде всего, персональную идентичность – то есть формирование у человека устойчивых представлений о себе самом как члене общества, и культурную идентичность, способную вызвать ощущение самотождественности у народа, позволяющего ему определить свое место в транснациональном пространстве..
|