Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия и эффективность.

Ценообразование по принципу «издержки +». Чтобы компенсировать потери, вызванные ухудшением конъюнктуры рынка, в олигополистических отраслях часто использ. стандартная цена – при расчёте, к ср.издержкам добавляется опред. наценка, которая обеспечивает получение заданной прибыли. Положит. стороны: имеет преимущество для фирм, производ. большой ассортимент продукции; этот метод совместим с «тайным сговором» или «лидерством цен».

В долгосрочном периоде равновесие достигается путём установления тайного сговора, или в результате использования неценовой конкуренции, по средством которой и определяется доля каждой фирмы. Плюсы неценовой конкуренции: 1) располагают значительными фин. ресурсами, которые могут быть использованы для усовершенствования продукта, развития технологий, реализации рекламных проектов. 2) Могут быть получены догосрочные преимущества над конкурентами, т.к. её приёмы не могут быть воспроизв. так быстро как сниж. цен.

Также к положительным последствиям олигополии можно отнести отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в монополии. К негативным: заключение тайных сговоров, о. стремиться извлечь выгоду из потребителя.

 

32. Рыночная власть: её источники и показатели

Источник монопольной власти (МВ) – барьеры вступления в отрасль. В 1934г. А.П.Лернер предложил индекс измерения МВ. Т.к. МВ является величиной обратной эластичности спроса, то…

где Pm – монопоьная цена, Е – эластичность, IL – индекс Лернера.

Если IL > 0, то фирма обладает МВ. Чем IL больше, тем больше власть. Т.к. на практике МС рассчитать тяжело, то используют ср. издержки АС: IL = (Р - АС)*Q/P*Q=П/TR. Соответственно высокие прибыли рассматриваются как признак монополии, кроме случая когда у фирмы оьшая разница между эконом. и бухгалт. прибылью.

Для хар-ки МВ используют показатель, опред. степень концентрации рынка – индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).

, где S1- удельный вес самой крупной фирмы, S2 – уд. вес след. по величине и т.д. Если в отрасли одна фирма, то S1=100%, а IHH=10000.

В США отрасль считается монополизированной, если IHH> 1800.

 

 

33. Антимонопольное законодательство (АЗ) и регулирование: мировой опыт и особенности в РБ.

Антимонопольное регулирование (регулирование в области конкуренции) – целенаправленная деятельность гос. органов управления, по ослаблению рыночной власти, её ограничению, предотвращению её приобретения и злоупотребления, которая реализуется через систему соответствующих экономич., администр. и законодат. мер. Основой антимоноп. регулирования является АЗ. Основой направения опред. антимоноп. политикой: ограничение монополизации; контроль слияния и поглощения, ценовой дискриминации; защита прав потребителей; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

АЗ США. Первый акт – закон Шермана (1890) – направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контактов, направленные на ограничение свободы торговли. Особенность – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Закон Клейтона – уточнялись основные понятия антитрест. законод. Закон Уиллера-Ли направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искажённой инфо). Закон Келлера – внимание на взаимодействие монополистов в сфере матер. активов. Формы вмешательства гос-ва: установление высоких налогов, контроль над ценами, участие гос собственности на моноп предприятиях, антитрестовская политика. Индекс Херфиндаля-Хиршманда – количественное определение степени монополизации.

АЗ РБ. Особенность – административный монополизм. В пром-ти РБ более 40% предприятий были единственными представителями в отрасли.

10 декабря 1992г. был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции» и введён 01.03.1993.

Мин. экономики реализует гос. политику, направл. на развитие добросовестной конкуренции, защиту прав потребителей, предупреждение недобросовестной конкур., ведёт Гос.Реестр хоз. субъектов, реализ. деятельность естеств. монополий, разрабатывает программы демонополизации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал