Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь-классификатор терминов, используемых в каратэ
В настоящем словаре представлены основные японские термины, важнейшие понятия и команды, связанные с традиционными формами общения и ритуалами в школе кёкусинкай каратэ-до. Специальные термины, принятые в кёкусинкай для обозначения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания квалификационных нормативов, а также технических действий. Овладение японской терминологией, которое происходит постепенно, в ходе традиционно организованных занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения. Знание специальных терминов, принятых в школе кёкусинкай, является необходимой предпосылкой межнационального общения представителей разных стран и региональных отделений, открывает путь к изучению специальной литературы. 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ Додзё — зал для занятий (букв. «место Пути», «место, где ищут Путь») Ибуки — силовое дыхание Кантё — мастер, наставник всей организации (Масутацу Ояма – основатель Кёкусинкай каратэ-до, Хацуо Рояма – глава организации Кёкусин-Кан) Ката — форма, комплекс Кихон — базовая техника, тренировка без партнера Кохай — младший Кумитэ — «встречающиеся руки», поединок, спарринг Ногарэ — мягкое дыхание Ос (Osu) — традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности Рэнраку — комбинации Самбон кумитэ — условный учебный спарринг на три шага Сихан — мастер-наставник (с 5 дана) Сосай — шеф, директор всей организации (Масутацу Ояма) Сэмпай — старший Сэнсэй — учитель, наставник (3 и 4 даны, в исключительных случаях также 1 и 2 даны) Тамэсивари — разбивание твердых предметов различными частями тела Якусоку иппон кумитэ — условный учебный спарринг на один шаг Дзию кумитэ — свободный спарринг Дан – букв. «ступень» - мастерская степень, Кю – ученическая степень 2. КОМАНДЫ Дзадзэн — принять позу для сидячей медитации (или Сэйдза — опуститься на колени) Татэ – встать! Вариант: Сэйрицу - построиться Ёй (Yoi) — внимание! приготовиться Камаэтэ – встать в стойку, принять исходное положение Маваттэ — повернуться Мокусо — закрыть глаза, приступить к «внутреннему созерцанию» Мокусо ямэ — открыть глаза Наорэ — вернуться в исходное положение (в исходную точку) Отагай ни рэй — поклон всем (друг другу) Рэй — поклон, уважение Сэнсэй (сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему) Додзё ни рэй — поклон Додзё, месту проведения занятий; вариант: Сёмэн-ни рэй – поклон в сторону «главной», центральной стены зала, где обычно располагается национальный флаг, эмблема школы, портрет основателя и прочие святыни Хадзимэ — начать Хантай — сменить стойку (левую на правую или наоборот), сменить направление Матэ – стоп! Остановиться! Мугорэй – без счёта, самостоятельно Ямэ — закончить Ясумэ — расслабиться Доги-о наоситтэ кудасай – заправьте одежду, пожалуйста Аригато годзаймас – большое спасибо 3. СЧЁТ Ити — 1 Ни —2 Сан —3 Си(ён) — 4 Го —5 Року — 6 Сити — 7 Хати — 8 Ку(Кю) —9 Дзю — 10 Образование чисел: Дзю-сан – 13 Ни-дзю - 20 Ён-дзю-го – 45 Року-дзю-ни - 62 Хяку – 100
4. СТОЙКИ (Тати-вадза) а) ожидания и готовности Хэйсоку-дати — ступни вместе Мусуби-дати — пятки вместе, носки развернуты Хэйко-дати — ступни параллельно примерно на ширине плеч Фудо-дати (Хатидзи-дати) — пятки на ширине плеч, носки развернуты, V-образная стойка Ути хатидзи-дати — обратная V-образная стойка, стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки повернуты внутрь) б) основные: Дзэнкуцу-дати — передняя стойка Кокуцу-дати — задняя стойка Тэй-кокуцу дати – глубокая T-образная задняя стойка Сантин-дати — стойка крепости или «песочные часы» Киба-дати — стойка всадника Сико-дати — «квадратная стойка», стойка борца сумо
в) переходные: Какэ-дати — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади Мороаси-дати — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперед г) боевая Дзию камаэтэ-дати (кумитэ-дати, кумитэ камаэ, кумитэгамаэ) — стандартная боевая (равноправная) стойка 5. УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ Дзёдан — верхний (голова, шея) Тюдан — средний (корпус) Гэдан — нижний (ниже пояса) 6. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ Ой — одноименное Гяку — разноименное (противоположное) 7.СТОРОНЫ Хид ари —левая: Миги — правая
8. НАПРАВЛЕНИЯ Аго — вверх Маэ — вперед Ёко — в сторону Усиро — назад Маваси — круговое Сото —внутрь Ути — изнутри Ороси — вниз 9. УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА а) руки: Сэйкэн — кулак (передняя часть) Уракэн — перевернутый кулак (тыльная часть) Тэтцуи — «кулак-молот» Сюто — «рука-нож», внешнее ребро ладони Хайто — внутреннее ребро ладони Сётэй — «пятка» ладони Кокэн — запястье Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами (ср. Хиракэн) Ёхон (ёнхон) нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами Иппон нукитэ — кулак с выпрямленным указательным пальцем Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку» Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. Кумадэ) Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольника в суставах Хайсю — тыльная сторона ладони Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку Котэ — предплечье Хидзи — локоть б) ноги Тюсоку — подушечка пальцев стопы Сокуто — «нога-лезвие», внешнее ребро стопы Тэйсоку — внутренняя выемка стопы Хайсоку — подъем стопы Аси — стопа, подошва Какато — пятка Сунэ — голень Хидза — колено 10. УДАРЫ РУКАМИ Цуки (дзуки) – толчковый, пронзающий удар рукой Ути (учи) – режущий, размашистый удар рукой а) толчковые (пронзающие) кулаком Сэйкэн (тюдан, дзёдан, гэдан) цуки — удар «прямым» кулаком (на всех уровнях) Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально Агэ-цуки — восходящий удар крюком снизу вверх (в подбородок) Сита-цуки (или уракэн-сита-ути) — удар крюком снизу вперед (в корпус) Ороси-цуки — удар крюком сверху вниз (в корпус), т. е. зеркально симметрично по сравнению с сита-цуки Моротэ-цуки — удар двумя руками (в лицо, корпус) Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем). Дзюн-цуки — удар в сторону б) толчковые (пронзающие) производные Сётэй-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях) Ехон нукитэ — удар «копьем» (в горло, в сплетение) Нихон нукитэ — удар «вилкой» (в глаза) Хиракэн-цуки — удар суставами сжатых наполовину пальцев (в лицо, корпус) Рютокэн-цуки — удар суставами в положении «голова дракона» (в лицо, корпус) Тохо-цуки (ути) — удар «рукой-крюк» (в горло, под нос) в) секущие (хлещущие, размашистые) Сэйкэн аго-ути — верхний прямой удар кулаком Тэтцуи коми ками-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по голове Тэтцуи ороси ганмэн-ути — удар «молотом» сверху по голове Тэтцуи хидзо-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по ребрам Тэтцуи еко-ути (дзёдан, подан, гэдан) — удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях) Уракэн сёмэн ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком вперед в лицо Уракэн саю ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком в сторону сверху в лицо Уракэн хизо-ути — удар перевернутым кулаком в сторону сбоку по ребрам Уракэн ганмэн ороси-ути — удар перевернутым кулаком сверху по голове Уракэн сита-ути — см Сита-цуки Сюто сакоцу-ути — удар ребром ладони сверху по ключице Сюто сакоцу-утикоми — прямой (режущий) удар ребром ладони по ключице Сюто ганмэн-ути — удар ребром ладони сбоку по голове, по шее Сюто хизо-ути — удар ребром ладони сбоку снаружи по ребрам Сюто ёко ганмэн-ути — удар ребром ладони наотмашь в сторону по голове, по шее Сюто дзёдан ути-ути — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, по шее Сэйкэн маваси-ути — удар крюком сбоку (в голову, в корпус) Уракэн маваси-ути — круговой удар перевернутым кулаком в голову Хиракэн маваси-ути — круговой удар ладонью в позиции «медвежья лапа» Накаюби иппонкэн — закругленный удар кулаком со сжатым наполовину средним пальцем (в лицо, корпус) Ояюби иппонкэн — закругленный удар кулаком с полусогнутым большим пальцем (в лицо, корпус) Хайто (маваси)-ути — круговой удар внутренним ребром ладони (по шее, в корпус) Моротэ хайто-ути — двойной круговой удар внутренними ребрами ладоней (до окрестного положения рук в кихоне) в голову, по шее Гэдан хайто-ути — круговой удар внутренним ребром ладони вперед в пах Хайсю-ути — удар тыльной стороной ладони (в лицо, корпус) Кокэн-ути — удар запястьем (на разных уровнях и по разным траекториям) Кэйко-ути — прямой удар «клювом» в глаз (ср. технику Сэй-кэн аго-ути) г) локтем Маэ хидзн атэ (дзёдан, тюдан) — вперед сбоку (в корпус, голову) Агэ хидзи атэ (дзёдан) или хидзи аго-ути —вперед снизу в подбородок Агэ хидзи атэ (тюдан) — вперед снизу в корпус Ороси хидзи атэ — сверху вниз Еко хидзи атэ — в сторону (с помощью другой руки) Усиро хидзи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки» 11. УДАРЫ НОГАМИ Хидза-гэри (хидза-атэ) — удар коленом Кин-гэри — удар подъемом стопы в пах Маэ-гэри тюдан или дзёдан (тюсоку, какато) — прямой удар вперед в корпус или голову (подушечкой пальцев стопы или пяткой) Маэ какато-гэри — удар пяткой вперед сверху вниз Маэ тюсоку кэагэ — маховый удар вперед и вверх Тэйсоку маваси сото кэагэ — маховый круговой удар выемкой стопы снаружи внутрь Хайсоку маваси ути кэагэ — маховый круговой удар внешней частью стопы изнутри Сокуто ёко кэагэ — маховый удар в сторону внешним ребром стопы Кансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный сустав Ёко-гэри тюдан или дзёдан — удар ребром стопы в сторону в корпус или голову Гэдан маваси-гэри — низкий круговой удар голенью в бедро («лоукик») Маваси-гэри тюдан или дзёдан (хайсоку, тюсоку) — круговой удар в корпус или голову (подъемом, подушечкой пальцев стопы) Усиро-гэри (тюдан, дзёдан) — удар пяткой назад в корпус или в голову Агэ какато усиро-гэри — удар пяткой назад от колена снизу в пах Дзёдан ути хайсоку-гэри — диагональный удар подъемом стопы изнутри в голову Ороси сото какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кругового выноса ноги снаружи вверх Ороси ути какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кругового выноса ноги изнутри вверх Какэ-гэри (тюсоку) или ура маваси-гэри — обратный круговой удар в голову Усиро маваси-гэри дзёдан/тюдан/гэдан (тюсоку, какато) — обратный круговой удар (с «вертушкой») на всех уровнях
12. БЛОКИ РУКАМИ Сэйкэн тюдан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне Сэйкэн тюдан ути-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне Сэйкэн дзёдан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат) Сэйкэн маэ гэдан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат) Моротэ-укэ — блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой Моротэ тюдан ути-укэ — двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне Тюдан ути-укэ/гэдан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях Маваси гэдан-барай — нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке) Сюто маваси-укэ — круговой блок в позиции сюто Сэйкэн дзюдзи укэ-дзёдан и гэдан —верхний и нижний окрестный блок предплечьями (кулаки сжаты) Сётэй-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях Сюто тюдан сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции сэйкэн, но ребром ладони Сюто тюдан ути-укэ — то же Сюто дзёдан-укэ — то же Сюто маэ гэдан-барай — то же Сюто дзёдан ути-укэ — блок ребром ладони от головы Маэ сюто маваси-укэ — двойной круговой блок спереди в позиции сюто Сюто дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан — верхний и нижний окрестный блок, в позиции сюто Тэнсё — покрытие внешним ребром ладони Какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний блок изнутри с покрытием ребром ладони Моротэ какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний усиленный блок изнутри с покрытием ребром ладони Тюдан хайто ути-укэ — блок изнутри раскрытой рукой с покрытием тыльной стороной ладони Кокэн-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок запястьем по разным траекториям на всех уровнях Гэдан сюто моротэ-укэ — двойной разводящий блок раскинутыми руками сверху вниз и в стороны Гэдан сётэй моротэ-укэ — двойной нижний блок в позиции сё-тэй (основания ладоней соприкасаются) Хидзи-укэ (тюдан, гэдан) — блок локтем внутрь на среднем и нижнем уровнях, с упором в бедро Дзёдаи хидзи-укэ — круговой верхний блок локтем внутрь Осай-укэ — накладка ладонью 13. БЛОКИ НОГАМИ* Сунэ-укэ — блок голенью Хидза-укэ — блок коленом * В качестве блоков используются также различные маховые удары ногами, опережающие накладки стопой.
14. КАТА (с условной классификацией по степени сложности)
|