Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь-классификатор терминов, используемых в каратэ

В настоящем словаре представлены основные японские терми­ны, важнейшие понятия и команды, связанные с традиционны­ми формами общения и ритуалами в школе кёкусинкай каратэ-до. Специальные термины, принятые в кёкусинкай для обозна­чения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания ква­лификационных нормативов, а также технических действий. Ов­ладение японской терминологией, которое происходит постепен­но, в ходе традиционно организованных занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения. Знание специальных терминов, принятых в школе кёкусинкай, является необходимой предпосылкой межнационального обще­ния представителей разных стран и региональных отделений, от­крывает путь к изучению специальной литературы.

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Додзё — зал для занятий (букв. «место Пути», «место, где ищут Путь»)

Ибуки — силовое дыхание

Кантё — мастер, наставник всей организации (Масутацу Ояма – основатель Кёкусинкай каратэ-до, Хацуо Рояма – глава организации Кёкусин-Кан)

Ката — форма, комплекс

Кихон — базовая техника, тренировка без партнера

Кохай — младший

Кумитэ — «встречающиеся руки», поединок, спарринг

Ногарэ — мягкое дыхание

Ос (Osu) — традиционная форма приветствия, выражение понима­ния, согласия и готовности

Рэнраку — комбинации

Самбон кумитэ — условный учебный спарринг на три шага

Сихан — мастер-наставник (с 5 дана)

Сосай — шеф, директор всей организации (Масутацу Ояма)

Сэмпай — старший

Сэнсэй — учитель, наставник (3 и 4 даны, в исключительных случаях также 1 и 2 даны)

Тамэсивари — разбивание твердых предметов различными ча­стями тела

Якусоку иппон кумитэ — условный учебный спарринг на один шаг

Дзию кумитэ — свободный спарринг

Дан – букв. «ступень» - мастерская степень,

Кю – ученическая степень

2. КОМАНДЫ

Дзадзэн — принять позу для сидячей медитации (или Сэйдза — опуститься на колени)

Татэ – встать! Вариант: Сэйрицу - построиться

Ёй (Yoi) — внимание! приготовиться

Камаэтэ – встать в стойку, принять исходное положение

Маваттэ — повернуться

Мокусо — закрыть глаза, приступить к «внутреннему созерцанию»

Мокусо ямэ — открыть глаза

Наорэ — вернуться в исходное положение (в исходную точку)

Отагай ни рэй — поклон всем (друг другу)

Рэй — поклон, уважение

Сэнсэй (сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему)

Додзё ни рэй — поклон Додзё, месту проведения занятий; вариант: Сёмэн-ни рэй – поклон в сторону «главной», центральной стены зала, где обычно располагается национальный флаг, эмблема школы, портрет основателя и прочие святыни

Хадзимэ — начать

Хантай — сменить стойку (левую на правую или наоборот), сменить направление

Матэ – стоп! Остановиться!

Мугорэй – без счёта, самостоятельно

Ямэ — закончить

Ясумэ — расслабиться

Доги-о наоситтэ кудасай – заправьте одежду, пожалуйста

Аригато годзаймас – большое спасибо

3. СЧЁТ

Ити — 1 Ни —2 Сан —3 Си(ён) — 4 Го —5 Року — 6 Сити — 7 Хати — 8 Ку(Кю) —9 Дзю — 10

Образование чисел:

Дзю-сан – 13

Ни-дзю - 20

Ён-дзю-го – 45

Року-дзю-ни - 62

Хяку – 100

 

4. СТОЙКИ (Тати-вадза)

а) ожидания и готовности

Хэйсоку-дати — ступни вместе

Мусуби-дати — пятки вместе, носки развернуты

Хэйко-дати — ступни параллельно примерно на ширине плеч

Фудо-дати (Хатидзи-дати) — пятки на ширине плеч, носки развернуты, V-образная стойка

Ути хатидзи-дати — обратная V-образная стойка, стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки повернуты внутрь)

б) основные:

Дзэнкуцу-дати — передняя стойка

Кокуцу-дати — задняя стойка

Тэй-кокуцу дати – глубокая T-образная задняя стойка

Сантин-дати — стойка крепости или «песочные часы»

Киба-дати — стойка всадника

Сико-дати — «квадратная стойка», стойка борца сумо

 

в) переходные:
Нэкоаси-дати — стойка кота
Цуруаси-дати — стойка цапли

Какэ-дати — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади

Мороаси-дати — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперед

г) боевая

Дзию камаэтэ-дати (кумитэ-дати, кумитэ камаэ, кумитэгамаэ) — стандартная боевая (рав­ноправная) стойка

5. УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ

Дзёдан — верхний (голова, шея)

Тюдан — средний (корпус)

Гэдан — нижний (ниже пояса)

6. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ

Ой — одноименное

Гяку — разноименное (противоположное)

7.СТОРОНЫ

Хид ари —левая: Миги — правая

 

8. НАПРАВЛЕНИЯ

Аго — вверх Маэ — вперед Ёко — в сторону Усиро — назад Маваси — круговое Сото —внутрь Ути — изнутри

Ороси — вниз

9. УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

а) руки:

Сэйкэн — кулак (передняя часть)

Уракэн — перевернутый кулак (тыльная часть)

Тэтцуи — «кулак-молот»

Сюто — «рука-нож», внешнее ребро ладони

Хайто — внутреннее ребро ладони

Сётэй — «пятка» ладони

Кокэн — запястье

Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальца­ми (ср. Хиракэн)

Ёхон (ёнхон) нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырь­мя пальцами

Иппон нукитэ — кулак с выпрямленным указательным паль­цем

Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образую­щими «вилку»

Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем

Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем

Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. Кумадэ)

Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполови­ну, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольни­ка в суставах

Хайсю — тыльная сторона ладони

Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным боль­шим пальцем

Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку

Котэ — предплечье

Хидзи — локоть

б) ноги

Тюсоку — подушечка пальцев стопы

Сокуто — «нога-лезвие», внешнее ребро стопы

Тэйсоку — внутренняя выемка стопы

Хайсоку — подъем стопы

Аси — стопа, подошва

Какато — пятка

Сунэ — голень

Хидза — колено

10. УДАРЫ РУКАМИ

Цуки (дзуки) – толчковый, пронзающий удар рукой

Ути (учи) – режущий, размашистый удар рукой

а) толчковые (пронзающие) кулаком

Сэйкэн (тюдан, дзёдан, гэдан) цуки — удар «прямым» кулаком (на всех

уровнях)

Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально

Агэ-цуки — восходящий удар крюком снизу вверх (в подбородок)

Сита-цуки (или уракэн-сита-ути) — удар крюком снизу вперед (в корпус)

Ороси-цуки — удар крюком сверху вниз (в корпус), т. е. зер­кально симметрично по сравнению с сита-цуки

Моротэ-цуки — удар двумя руками (в лицо, корпус)

Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верх­нем и среднем или нижнем).

Дзюн-цуки — удар в сторону

б) толчковые (пронзающие) производные

Сётэй-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях)

Ехон нукитэ — удар «копьем» (в горло, в сплетение)

Нихон нукитэ — удар «вилкой» (в глаза)

Хиракэн-цуки — удар суставами сжатых наполовину пальцев (в лицо, корпус)

Рютокэн-цуки — удар суставами в положении «голова драко­на» (в лицо, корпус)

Тохо-цуки (ути) — удар «рукой-крюк» (в горло, под нос)

в) секущие (хлещущие, размашистые)

Сэйкэн аго-ути — верхний прямой удар кулаком

Тэтцуи коми ками-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по голове

Тэтцуи ороси ганмэн-ути — удар «молотом» сверху по голове

Тэтцуи хидзо-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по ребрам

Тэтцуи еко-ути (дзёдан, подан, гэдан) — удар «молотом» наот­машь в сторону (на всех уровнях)

Уракэн сёмэн ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком впе­ред в лицо

Уракэн саю ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком в сто­рону сверху в лицо

Уракэн хизо-ути — удар перевернутым кулаком в сторону сбо­ку по ребрам

Уракэн ганмэн ороси-ути — удар перевернутым кулаком сверху по голове

Уракэн сита-ути — см Сита-цуки

Сюто сакоцу-ути — удар ребром ладони сверху по ключице

Сюто сакоцу-утикоми — прямой (режущий) удар ребром ладо­ни по ключице

Сюто ганмэн-ути — удар ребром ладони сбоку по голове, по шее

Сюто хизо-ути — удар ребром ладони сбоку снаружи по реб­рам

Сюто ёко ганмэн-ути — удар ребром ладони наотмашь в сто­рону по голове, по шее

Сюто дзёдан ути-ути — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, по шее

Сэйкэн маваси-ути — удар крюком сбоку (в голову, в корпус)

Уракэн маваси-ути — круговой удар перевернутым кулаком в голову

Хиракэн маваси-ути — круговой удар ладонью в позиции «мед­вежья лапа»

Накаюби иппонкэн — закругленный удар кулаком со сжатым наполовину средним пальцем (в лицо, корпус)

Ояюби иппонкэн — закругленный удар кулаком с полусогну­тым большим пальцем (в лицо, корпус)

Хайто (маваси)-ути — круговой удар внутренним ребром ла­дони (по шее, в корпус)

Моротэ хайто-ути — двойной круговой удар внутренними реб­рами ладоней (до окрестного положения рук в кихоне) в голову, по шее

Гэдан хайто-ути — круговой удар внутренним ребром ладони вперед в пах

Хайсю-ути — удар тыльной стороной ладони (в лицо, корпус)

Кокэн-ути — удар запястьем (на разных уровнях и по разным траекториям)

Кэйко-ути — прямой удар «клювом» в глаз (ср. технику Сэй-кэн аго-ути) г) локтем

Маэ хидзн атэ (дзёдан, тюдан) — вперед сбоку (в корпус, голову)

Агэ хидзи атэ (дзёдан) или хидзи аго-ути —вперед снизу в под­бородок

Агэ хидзи атэ (тюдан) — вперед снизу в корпус

Ороси хидзи атэ — сверху вниз

Еко хидзи атэ — в сторону (с помощью другой руки)

Усиро хидзи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки»

11. УДАРЫ НОГАМИ

Хидза-гэри (хидза-атэ) — удар коленом

Кин-гэри — удар подъемом стопы в пах

Маэ-гэри тюдан или дзёдан (тюсоку, какато) — прямой удар

вперед в корпус или голову (подушечкой пальцев стопы или

пяткой)

Маэ какато-гэри — удар пяткой вперед сверху вниз

Маэ тюсоку кэагэ — маховый удар вперед и вверх

Тэйсоку маваси сото кэагэ — маховый круговой удар выемкой стопы снаружи внутрь

Хайсоку маваси ути кэагэ — маховый круговой удар внешней частью стопы изнутри

Сокуто ёко кэагэ — маховый удар в сторону внешним ребром стопы

Кансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный сустав

Ёко-гэри тюдан или дзёдан — удар ребром стопы в сторону в корпус или голову

Гэдан маваси-гэри — низкий круговой удар голенью в бедро («лоукик»)

Маваси-гэри тюдан или дзёдан (хайсоку, тюсоку) — круговой удар в корпус или голову (подъемом, подушечкой пальцев стопы)

Усиро-гэри (тюдан, дзёдан) — удар пяткой назад в корпус или в голову

Агэ какато усиро-гэри — удар пяткой назад от колена снизу в пах

Дзёдан ути хайсоку-гэри — диагональный удар подъемом сто­пы изнутри в голову

Ороси сото какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кру­гового выноса ноги снаружи вверх

Ороси ути какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после круго­вого выноса ноги изнутри вверх

Какэ-гэри (тюсоку) или ура маваси-гэри — обратный круговой удар в голову

Усиро маваси-гэри дзёдан/тюдан/гэдан (тюсоку, какато) — обратный круговой удар (с «вертушкой») на всех уровнях

 

12. БЛОКИ РУКАМИ

Сэйкэн тюдан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне

Сэйкэн тюдан ути-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне

Сэйкэн дзёдан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат)

Сэйкэн маэ гэдан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат)

Моротэ-укэ — блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой

Моротэ тюдан ути-укэ — двойной разводящий блок предпле­чьями изнутри на среднем уровне

Тюдан ути-укэ/гэдан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях

Маваси гэдан-барай — нижний блок предплечьем с изначаль­ным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в от­личие от прямого замаха в базовом блоке)

Сюто маваси-укэ — круговой блок в позиции сюто

Сэйкэн дзюдзи укэ-дзёдан и гэдан —верхний и нижний окрест­ный блок предплечьями (кулаки сжаты)

Сётэй-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях

Сюто тюдан сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции сэйкэн, но ребром ладони

Сюто тюдан ути-укэ — то же

Сюто дзёдан-укэ — то же

Сюто маэ гэдан-барай — то же

Сюто дзёдан ути-укэ — блок ребром ладони от головы

Маэ сюто маваси-укэ — двойной круговой блок спереди в по­зиции сюто

Сюто дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан — верхний и нижний окрест­ный блок, в позиции сюто

Тэнсё — покрытие внешним ребром ладони

Какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний блок изнутри с покрытием ребром ладони

Моротэ какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний усиленный блок изнутри с покрытием ребром ладони

Тюдан хайто ути-укэ — блок изнутри раскрытой рукой с по­крытием тыльной стороной ладони

Кокэн-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок запястьем по разным траекториям на всех уровнях

Гэдан сюто моротэ-укэ — двойной разводящий блок раскину­тыми руками сверху вниз и в стороны

Гэдан сётэй моротэ-укэ — двойной нижний блок в позиции сё-тэй (основания ладоней соприкасаются)

Хидзи-укэ (тюдан, гэдан) — блок локтем внутрь на среднем и нижнем уровнях, с упором в бедро

Дзёдаи хидзи-укэ — круговой верхний блок локтем внутрь

Осай-укэ — накладка ладонью

13. БЛОКИ НОГАМИ*

Сунэ-укэ — блок голенью Хидза-укэ — блок коленом

* В качестве блоков используются также различные маховые удары но­гами, опережающие накладки стопой.

 


 

 

14. КАТА (с условной классификацией по степени сложности)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Sketchup Урок пятый | Харків «Видавнича група “Основа”»2014
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал