Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка нагрузки интеллектуального характера






 

1. Содержание работы.

Данный показатель указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Например, наиболее простые задачи решают штукатуры (1 класс условий труда), а деятельность требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для электриков, медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеют место в работе руководителей, производителей работ, мастеров, водителей транспортных средств, и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая эвристической деятельности, установлена у научных работников, конструкторов, архитекторов и др. (класс 3.2).

2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

По данному фактору трудового процесса восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (работа маляра, лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, крановщиков, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий, водители транспортных средств, производители работ, конструкторы, врачи, научные работники, электромонтажники, механики некоторых видов оборудования и т. д.).

3. Распределение функций по степени сложности задания.

Трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители строительных и многих других предприятий, научные работники, бригадиры и т. п.

4. Характер выполняемой работы.

Когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера, научные работники, конструкторы). Наибольшей напряженностью (класс 3.2) характеризуется работа в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (руководители предприятий, водители транспортных средств).

Подробнее оценку нагрузки интеллектуального характера можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 [59].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал