Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Национальный банк Республики Беларусь, организационная структура, перспективы развития
В Республике Беларусь роль центрального банка выполняет Национальный банк РБ. Он обладает особым юридическим статусом имущества банка: оно является государственной собственностью и закреплено за банком на праве оперативного управления. Президент РБ утверждает Устав НБ и все изменения и дополнения к нему. Национальный банк РБ отчитывается в своей деятельности Президенту страны. Назначение и освобождение от должности Председателя Правления НБ РБ и членов Правления осуществляется Президентом страны с согласия Совета Республики Национального собрания РБ. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления НБ РБ не более двух сроков подряд. Часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год, Национальный банк РБ отчисляет в доход республиканского бюджета; вторая часть прибыли идет на увеличение резервных фондов банка. Национальный банк РБ обладает особым статусом при разработке и проведении денежно-кредитной политики, при этом тесно сотрудничая с правительством. Согласно Банковского кодекса РБ основными целями Национального банка РБ являются: · защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; · развитие и укрепление банковской системы РБ; · обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Одной из основных функций Национального банка РБ является разработка и проведение денежно-кредитной политики в стране. Денежно-кредитная политика представляет собой часть общей экономической политики государства и направлена на регулирование денежной массы в обращении, размера банковских резервов, учетной ставки процента, объема кредитов, достижение и сохранение финансовой стабильности в стране. Юридической базой денежно-кредитной политики являются Основные направления денежно-кредитной политики государства на очередной год, в которых устанавливаются основные стратегические цели денежно-кредитной политики страны и ее основные показатели. Инструменты денежно-кредитной политики разделяются на общие и селективные. Общие методы имеют воздействие на весь кредитный рынок (эмиссионная, валютная политика, изменение норм обязательных резервов и т.п.). Селективные методы влияют на отдельные виды операций или применяются к ограниченному числу банков (установление размеров маржи, ограничение кредитов и т.д.). Инструменты денежно-кредитного регулирования объединяются в следующие группы: рефинансирование банков; обязательное резервирование; валютные операции; операции на открытом рынке; прямые количественные ограничения; установление ориентиров роста денежной массы. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности для поддержания ликвидности банков. Методом регулирования центральным банком денежного обращения является установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Коммерческие банки обязаны в законодательном порядке хранить часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке РБ. Изменяя норму резервирования, Национальный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Национальный банк РБ постоянно снижает норму обязательного резервирования, тем самым делая кредиты более доступными населению и юридическим лицам. Посредством фонда обязательных резервов также страхуются ликвидность и платежеспособность коммерческих банков. В области валютного регулирования Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях; устанавливает формы отчетности; правила биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными камнями; порядок ввоза и вывоза валюты и драгоценных камней; устанавливает порядок расчетов валютой между резидентами и нерезидентами; выдает лицензии на осуществление валютных операций. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Национальным банком ценных бумаг, коммерческих и других векселей, государственных облигаций и облигаций банков. Выпуск ценных бумаг, операции с ними используются в качестве инструмента государственного регулирования экономики, неэмиссионного покрытия дефицита государственного бюджета, как способ привлечения денежных средств юридических и физических лиц для решения задач государства. Основным условием функционирования открытого рынка является наличие в государстве развитого рынка ценных бумаг. В нашей стране в настоящее время на рынке ценных бумаг преобладают в обращении государственные ценные бумаги, которые обладают надежностью, ликвидностью и доходностью. При продаже государственных ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, уменьшаются возможности банков по выдаче кредитов, регулируется объем денежной массы. Операции на открытом рынке - это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. Под прямым количественным ограничением понимается установление Национальным банком максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
Тесты
1.Имущество Национального банка РБ является: а) собственностью банка; б) собственностью государства; в) частично принадлежит банку, частично - государству.
2.Национальный банк РБ может кредитовать: а) физических лиц, являющихся работниками банка; б) любых платежеспособных физических лиц; в) специфические предприятия.
3.Общие методы денежно-кредитной политики влияют на: а) отдельные виды кредита; б) отдельные банки; в) весь кредитный рынок.
4.Рефинансирование коммерческих банков – это: а) кредитование центральным банком коммерческих банков; б) кредитование коммерческих банков друг друга; в) переучет векселей центральным банком, принимаемых от коммерческих банков.
5.Процентная политика центрального банка направлена на: а) повышение доходности коммерческих банков; б) обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; в) установление верхнего предела цен денежного рынка.
6.Обязательные резервы создаются с целью: а) увеличения денежной массы; б) получения дополнительных доходов коммерческими банками; в) обеспечения обязательств коммерческих банков.
7.При покупке центральным банком ценных бумаг у банков на открытом рынке: а) резервы коммерческих банков увеличиваются; б) резервы коммерческих банков уменьшаются; в) остаются без изменений. Контрольные вопросы
1.Чем отличается центральный банк от коммерческого банка? 2.Что понимается под независимостью центрального банка? 3.Какие функции выполняет центральный банк? 4.В чем сущность денежно-кредитной политики центрального банка? 5.Как классифицируются инструменты денежно-кредитной политики? 6.Что представляет собой механизм рефинансирования? 7.Какие цели выполняет процентная политика? 8.Зачем создаются обязательные резервы? 9.Что представляют собой операции на открытом рынке? 10.Какие валютные операции проводит Национальный банк РБ?
Тема 16. Коммерческие банки и основы их деятельности
|