Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К Иисусу Навину 31:1—34:12
Книга Второзакония представляет обновление завета между Богом и Израилем, заключенного у горы Синай, названной горой Хорив в Исх. 3: 1; 17: 6 и 33: 6 и во всех упоминаниях ее во Второзаконии, кроме 33: 2(1Все больше и больше трудов, посвященных изучению книги Второзаконие, говорит о том, что структура книги соответствует форме вассальных договоров древнего Ближнего Востока. Рассматривая Второзаконие как литературное описание обновления завета с чередующимися частями стандартных образцов договоров, Мередит Клайн предлагает свой план книги: преамбула — 1: 1-5; историческое вступление — 1: 6-4: 49; условия договора — 5-26; благословения и проклятия, или ратификация договора — 27-30; дополнительные постановления, обеспечивающие исполнение договора в будущем, — 31-34). Источником его был Бог, чья нежная забота при исходе из Египта была следствием Его любви к Израилю. Суть завета заключается в отношениях между Богом и Израилем, основанных, главным образом, на любви. Только тогда, когда человек отвечал на любовь, проявленную Богом к человеку, эти отношения становились действенными. На фоне несостоятельности прошлого поколения, погибшего в пустыне, Моисей призывает любить Бога — любить только Его Одного, любить Его полной, чистосердечной и безграничной любовью, «всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (6: 5). Любовь не была вопросом законнического послушания десяти заповедям или вообще всему закону в целом. Любовь была живой связью, включающей полное посвящение и чистосердечную преданность Богу. Божья любовь к израильтянам проявлялась начиная с Авраама, Исаака и Иакова (4: 37) и явила себя при освобождении Израиля от уз рабства в Египте. Этого Бога — «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» — израильтяне должны были любить безраздельной любовью. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (5: 6-7). Хотя Моисей повторяет десять заповедей, его основная мысль сосредоточена на первой заповеди, в которой говорится о безраздельной любви к Богу и преданности только Ему. Моисей не вдается подробно в вопросы закона о жертвоприношениях, соблюдения праздников и времен года или даже в вопросы священства, скинии, как это делалось в книгах Исход, Левит и Числа. Любовь к Богу должна выражаться во всем образе жизни (10: 12-13). Послушание исходит из любви к Богу. Благоговение исходит из почитания Бога. То, что Моисей подчеркивает духовную сторону отношений с Богом, видно из его наставления: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйными» (10: 16). Не было такого уголка жизни, который бы не был затронут этим заветом. Разные постановления, упоминаемые в книге Второзаконие 12—26, представляют собой сочетание религиозных, церемониальных, уголовных и гражданских законов, дающих руководство для жизни Израиля как святого, Божьего народа в современной ему культуре. Вся жизнь была под владычеством Бога. Тот, кто утверждал, что любит Бога, должен был подтверждать это исполнением этих постановлений и заповедей. Призыв, который Моисей обращает к народу израильскому на полях Моава, чтобы обновить его завет с Богом, уникален в истории Израиля. Его решение избрать либо жизнь и благо, либо смерть и зло (30: 15-20) в конечном счете становится вопросом
первостепенной важности. Снабдив священников письменным законом для публичного чтения каждые семь лет, Моисей передает руководство Иисусу На-вину. Церемония завета заканчивается песнью Моисея в главе 32. В преддверии захвата и заселения израильтянами обетованной земли Моисей ободрил их своим последним благословением (глава 33). Перед смертью ему была дана возможность увидеть обетованную землю с горы Нево.
Таблица III. Израиль в Ханаане
|