Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V Израиль нарушил завет — суд и восстановление







 

12: 1—14: 10


Обвинения против Израиля 12: 1-14

Разрушение царства 13: 1-15

Грядущее восстановление 14: 1-8

Мудрость — хождение путями Господними 14: 9-10

 

Женитьба Осии — исключительное событие; ничего подобного не бывало ни с кем из других пророков. По повелению Бога он женился на Гомери. Спустя время у них родилось трое детей: Изреель, Лорухама и Лоамми.

Осия очень кратко описывает свою семейную жизнь; многое остается неясным(Главная мысль проповеди Осии: Израиль нарушил свой завет с Богом. Сведения о жизни Осии из глав 1 и 3 служат в дальнейшем лишь материалом для метафорического и прообразного толкования. Блудодеяние Гомери подобно блудодеянию всех израильтян, нарушивших завет с Господом. Поскольку ее действия не описаны подробно, некоторые толкуют главы 1-3 аллегорически, полагая, что Гомерь не была блудницей в прямом смысле слова, но что она (возможно, и ее дети) соучаствовали в тех грехах Израиля, о которых говорит пророк). Несмотря на это, читатель не может не видеть Божьего откровения. С рождением каждого ребенка предупреждение о неминуемом суде звучало все с большей силой и ясностью.

Имя дочери пророка Изреель вызывало многочисленные зловещие ассоциации у израильтян. Это имя царского города в Израиле, оно связано с убийством Навуфея Иезавелью. Это название также напоминало израильтянам, что могучая правящая династия Ииуя пришла к власти через кровавые преступления при Изрееле (4 Цар. 9-10). Таким путем Осия предупреждал свое поколение, что Северное царство близится к концу. Его могущество будет сломлено в долине Изреель.

Второе предупреждение пришло к Израилю при рождении дочери Осии Лорухамы. Значение ее имени

— «непомилованная» — говорило израильтянам, что Бог отнимет Свою милость. Он не будет прощать их, как прежде.

С рождением третьего ребенка пророк провозгласил расторжение Богом прежних близких отношений с Израилем. До сих пор основой отношений между Израилем и Богом был завет, а теперь Осия сообщает народу, что эта связь расторгается. Израиль не был более Божьим народом, и Господь перестал быть Богом Израиля. Завет расторгнут.

Тем не менее Осия, заглянув далеко в будущее, зажег луч надежды. Приговор над Израилем будет приведен в исполнение, но придет день, когда и Израиль, и Иудея будут снова собраны под властью одного правителя. Это бесчисленное множество будет называться «сынами живого Бога».

Однако современники Осии потеряли Божье расположение. Формула законного развода (2: 2) указывает, что пророк расторг свой брак с прелюбодейкой Гомерью. Так и Израиль, судя по его поведению, виновен в прелюбодеянии. Зерно, вино, елей, серебро и золото, которыми Бог так милостиво снабжал израильтян, тратились на приношения Ваалу. По поведению Израиля было видно, что он «не знал» или не сознавал, что это Бог наделял Свой народ всем этим добром(Слово «познать» или «познание» часто применяется пророком Осией не только в чисто интеллектуальном значении. Беда состояла в том, что народ не отвечал своей жизнью на требования Бога). А теперь Бог готовится посетить их судом. Все религиозные праздники должны были прекратиться. Израиль, покинутый Богом, будет наказан изгнанием за отступничество.

Еще раз Осии было открыто будущее. В положенное время Бог явит Свою милость, восстановит Израиль (2: 14-23). Придет день обновления завета, так что Израиль еще раз насладится Божьими благословениями. Подтверждением этому стало событие из жизни Осии (3: 1-5). Пророку было дано повеление отыскать жену и возвратить ее в семью. Но где же была она? Что произошло? По-видимому, она перешла все границы в своем безнравственном поведении. Осия нашел ее на базарной площади, где она продавалась любому, кто предложит большую цену(Возможно, она стала рабыней или наложницей другого мужчины или, возможно, возвратилась к своему отцу, которому Осия дал второй выкуп за невесту). Тогда Осия сделал то, что вовсе не обязан был делать ни по закону, ни по этическим нормам: он уплатил цену и проявил свою любовь к ней, возобновив брачный обет. Это действие символизировало отношение Бога к прелюбодейному Израилю. Божье обетование состояло в том, что Израиль еще раз будет восстановлен в последние дни под владычеством царя из дома Давидова.

Какое обвинение предъявил Бог Израилю? Богохульство, ложь, убийство, воровство, прелюбодеяние — все это были симптомы непризнания Бога и непослушания Ему. Народ нарушил условия завета с Богом(.Ср Исх. 19: 1-6, где послушание служит ключом к правильным отношениям Израиля с Богом), и Бог в ответ отверг его. В своем прелюбодеянии Ефрем был хуже блудницы(Осия часто употребляет слово Ефрем, имея в виду Северное царство в отличие от Иудеи (Южного). Завет был заключен во времена Моисея со всем народом. Политическое разделение 931 г. до Р. X.,


 

 

продолжавшееся еще и при Осии, прекратится после восстановления. Ср. также с Иез. 37). Священники и пророки отступили настолько, что даже Иудее было дано предостережение не оскверняться Ефремом. Священник, царь и народ были оповещены, что суд грядет (5: 1). Под тревожные трубные звуки Бог предупреждал весь Израиль, что Он намерен вскоре оставить его. Израиль не взывал к Господу, но надеялся на помощь Ассирии. Бог оставляет его до тех пор, пока он не взыщет Его всем сердцем (6: 1-3).

Что же сделает Бог с Ефремом? Этот вопрос и ответ на него мы находим в отрывке 6: 4—10: 15. Это слово пророка Осии в то десятилетие, когда Ефрем распадался под сокрушительным натиском ассирийской военной машины. Тень изгнания нависла над Ефремом; погасли последние лучи надежды на национальное восстановление Израиля.

Когда Израиль был в завете с Господом, его любовь к Нему часто была непостоянной. Бог неоднократно пытался возвратить Свой народ с его неверных путей, посылая пророков обличать его или навлекая суды и бедствия. И все же они упорно подменяли истинную любовь и верность своими жертвоприношениями. Когда Бог хотел пробудить их после наказания, что находил Он? Гнусные дела, обман, грабеж, пьянство — все это было отвратительно Богу, как недопеченный хлеб. Никто в Израиле не искал Бога искренне. Ефрем был слишком горд. Ведя себя, как легкомысленный голубь, начальники Ефрема обеспечивали себе помощь Египта или Ассирии посредством дипломатии, надеясь таким образом избежать Божьего суда. Вместо того чтобы полагаться на Бога, они постоянно уповали на Ваала. Что мог сделать Бог, как ни привести в исполнение Свой приговор против отступившего от Него народа!

Другим обвинением против Израиля было то, что его цари восходили на престол без одобрения Бога. Делая идолов, народ пренебрегал заветом и становился неверен Богу, Который избавил их от египетского рабства(Сравните с предостережениями, которые дал Моисей во Втор. 28: 15-68). Кроме того, умножение жертвенников и жертвоприношений не было угодно Богу, если при этом не было правильного расположения сердца. Бог видел все религиозное лицемерие в дни Осии. Из-за безудержного беззакония Израиль ожидали смерть и разрушения. Царство прекратит существование, а царь погибнет (8: 1— 11: 1а).

Как можно было уравновесить вечную любовь Бога с требованиями Его правосудия в отношении отступившего народа израильского? Мог ли Бог окончательно оставить и забыть Свой народ? Разрешение этой проблемы дается в 11: 1-14: 10.

Израиль был сыном Бога(Здесь Бог изображен как сострадательный Отец, любящий Своего сына, в то время как ранее завет между Богом и Его народом образно представлялся как брачный союз). В Египте Бог подтвердил Свой завет с Израилем и избавил его от рабства. Как отец прижимает к себе непрочно стоящего на ногах сына, заботится о всех его нуждах и окружает безмерной любовью, так и Бог постоянно заботится об Израиле. Сейчас народ согрешил и нуждается в исправлении. Наказание должно совершиться, но он больше не пойдет в Египет(«Не» в Ос. 11: 5 в греческом тексте Библии (а также и в церковнославянском) опущено, но в древнееврейском и русском текстах присутствует). Местом его изгнания должна быть Ассирия.

Пророк от угрозы переходит к обетованию, задавая вопрос: «Как предам тебя, Израиль?» Вот решение проблемы правосудия и сострадательной любви к беспутному сыну Бога, Израилю: он отправится в изгнание с обетованием о грядущем возвращении. И Иудея, и Ефрем виновны в том, что уповали на помощь Египта и Ассирии. Израиль возбудил Божий гнев и сделался поруганием в очах Его. На время Он будет для этого народа, как всепоглощающий лев, чтобы привести в исполнение приговор, произнесенный над ним. Это нельзя уже исправить, но в будущем Бог будет его помощью. Это обетование давало Израилю утешение и бодрость в мрачные дни изгнания.

Своему народу Осия предложил простую формулу возвращения к Богу: оставьте своих идолов, перенесите свое упование и веру с Ассирии на Бога и исповедайте свои грехи. Только у Бога сироты обретут милость (14: 1-4).

«Обратись, Израиль» — ключевой призыв заключительной главы. Единственное приношение, необходимое для этого, — «молитвенные слова» (14: 3). Последняя надежда — это обращение и восстановление Израиля. Придет день, когда идолы будут отвергнуты и народ в полной мере посвятит себя Богу. Возвращенный на родную землю, Израиль еще раз насладится материальным благополучием и Божьими благословениями.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал