Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 1. Национальные экономики как часть всемирного хозяйства.
Краткое содержание: В конце 20-го века все национальные экономики становятся более открытыми. В результате расширения мирохозяйственных связей увеличивается объем ресурсов, которыми располагает страна, приобретается зарубежный опыт и знания, все больше открываются возможности для свободной торговли и перемещения факторов производства. Для характеристики эффективности национальной экономики используют показатель конкурентоспособности страны. Государство регулирует взаимоотношения страны с мировым хозяйством, используя различные инструменты внешнеэкономической политики. Социально-экономические модели развитых стран.
Перечень вопросов для контроля знаний: 1. Что означает понятие «открытая экономика»? 2.Каковы выгоды и потери национальной экономики от участия в системе МХ связей 3.Что понимается под конкурентоспособностью страны? 4.Каковы особенности развития экономик США, стран ЕС? 5.В чем конкурентные преимущества и слабости России? 6.Каковы задачи и принципы внешнеэкономической политики государства? Литература: 1. В.К.Ломакин Мировая экономика: учебник. -3-е изд., – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. Разд 4. 2.Мировая экономика. Учебник./ Под ред. проф. А.С. Булатова.- М., Юристъ, 2001, гл.10. 3.Мировая экономика. Учеб.пособие./ Под ред. проф. И.П.Николаевой.- М., ЮНИТИ. 2000. 4.А.Давыдов Структурные изменения в американской экономике //МЭ и МО, 2009, № 11. 5.Китай: универсальная модель модернизации //Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 8, с.69-81. 6.В.Мельянцев Сдают ли развитые страны развивающимся свои позиции? //МЭ и МО, 2009, № 12. 7..М.Баскакова Японская экономическая модель. //МЭ и МО, 2004, №1, с.98-106 8..В.Кудров Экономика России в Европе и мире //МЭ и МО, 2007, №5, с.45-57
Форма отчета – устное собеседование с представлением краткого конспекта по основным вопросам темы. Презентация на конференции.
ТЕМА 2. «Новые индустриальные страны», их место в системе МЭО
Краткое содержание: Из среды развивающихся стран выделились «новые индустриальные страны», со своей моделью социально-экономического развития. Азиатские НИС - Южная Корея, Тайвань, Сянган (Гонконг), Сингапур стали образцами развития для многих экономически отсталых стран. Высокие темпы роста этих стран привели к значительному повышению благосостояния населения, резкому сокращению безработицы. Основными инвесторами предпринимательского капитала в НИС являются США и Япония. Главным направлением экономической стратегии этих стран является выпуск наукоемкой продукции. НИС Латинской Америки в 90-е годы ориентируются на создание открытой экономики.
Перечень вопросов для контроля знаний: 1.Что означает понятие «новые индустриальные страны»? 2. Кого относят к НИС первого поколения? 3.Какие страны относятся к НИС второго и третьего поколений? 4.Назовите характерные особенности развития НИС. 5.Какова роль внешнего фактора в развитии «новых индустриальных стран»? 6.На какую модель развития ориентируются НИС? 7.Какое место в мире по конкурентоспособности занимают страны НИС? 8.Назовите, с какими новыми индустриальными странами сотрудничает Россия.
Литература: 1.Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М., Маркетинг, 2005. 2.Мировая экономика. Учебник. /Под ред. проф. А.С.Булатова. - М., 2008, гл.20, 21, 22, 24. 3..Ю.Шишков Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики //МЭ и МО, 2004, №10. 4.З.Романова Латинская Америка: трудный поиск своего пути //Вопросы экономики, 2004, №1, с.107-112.
Задание студентам – подобрать дополнительную литературу за 2009-2012г.г. по рассматриваемым вопросам, правильно оформить реферат и список литературы, представить на семинар. Форма контроля – проведение коллоквиума в группе по предложенным вопросам, устные выступления студентов.
|