Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вероятность случайного событияСтр 1 из 31Следующая ⇒
Вероятностные оценки случайных величин При вероятностных оценках рекомендуется размах случайной величины от хmin до хmax разбить на несколько (как правило, не менее 5-7 и не более 9-11) равных по длине ∆ х интервалов (табл.2). В данном примере принимаем число интервалов j = 7 и находим величину интервала ∆ х = (х max - хmin) / j = (20 – 6) / 7 = 2 тыс. км Далее следует произвести группировку, т.е. определить число случайных величин (отказов), попавших в первый (п1), второй (п 2) и остальные интервалы nj. Это число называется частотой отказов в данном интервале.Разделив каждую частоту на общее число случайных величин (п1 +п2 +... + пп = п = 100), определяют частость ( ω j) = пj /п ) попаданий в данный интервал. Таблица 2 - Пример вероятностной оценки случайных величин (для 100 шт. заготовок или деталей)
Частость является эмпирической (опытной) оценкой вероятности Р(x) , таким образом, при увеличении числа наблюдений интервальная частость ω j приближается к интервальной вероятности pj: т.е. ω j → pj.
Полученные при группировке случайной величины результаты сводятся в таблицу (табл.2), данные которой имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Например, по результатам наблюдений можно предположить, что у аналогичных изделий в тех же условиях эксплуатации и в интервале наработки 6 - 8 тыс. км может отказать около 6% изделий (ω 1 = p1 = 0, 06), в интервале 8 -10 тыс. км - 12% (ω 2 = p2 = 0, 12), в интервале 10 -12 тыс. км - 19% (ω 3 = p3 = 0, 19) и т.д. Следовательно, имея систематизированные данные по отказам, можно прогнозировать и планировать число воздействий (программу работ), потребности в рабочей силе, площадях, материалах и запасных частях при ТО и ремонте. Вероятность случайного события В общем виде это отношение числа случаев, благоприятствующих данному событию, к общему числу случаев. Вероятность отказа F(x) рассматривается не вообще, а за определенную наработку X и считается как вероятность совершившегося события P(х ) F(x) = P { xi < X } где xi - текущее значение наработки; т(х ) - число отказов за наработку X; п – общее число наблюдений (отказов изделий, самих изделий и т.п.). Вероятность отказа изделия при наработке X равна вероятности событий, при которых наработка до отказа конкретных изделий xi окажется менее X. В примере (табл. 2) при наработке X = 10 тыс. км имеем F(х) = Р{ xi < 10 } = (ω 1 + ω 2) = (п1 + п2 ) / п = (6 + 12)/100 = 0, 18
Отказ и безотказность являются противоположными событиями, поэтому R(x)=P{ xi > X } = (п-т(х)) / п где (п - т(х)) - число изделий, не отказавших за наработку X. В примере для наработки X = 10 тыс. км имеем R(x) = Р{ xi > 10 } = (100 – 18) / 100 = 0, 82. Обычно применяется следующая буквенная индексация рассмотренных событий и понятий: - F (failure) - отказ, авария, повреждение, вероятность этих событий; - R (reliability) - безотказность, надежность, прочность, вероятность этих событий; - Р (probability) - вероятность. Накопленная (интегральная) вероятность отказа может быть получена также последовательным суммированием интервальных вероятностей отказов за наработку X, т.е. F(x) = p1+p2 +... + pj, где j - номер интервала, соответствующий наработке X. 5. Следующей характеристикой случайной величины является плотность вероятности (например, вероятности отказа) f(x) - функция, характеризующая вероятность отказа за малую единицу времени наработки (т.е. бесконечно малое приращение интегральной функции при бесконечно малом интервале наработки) при работе узла, агрегата, детали без замены. Если вероятность отказа за наработку F(x) = m(x)/n, то, дифференцируя ее при п = const, получим плотность вероятности отказа
f(x) = F′ (x) = ( 1 /n )· ( dm/dx ),
где dm/dx — элементарная вероятность или, иначе, «скорость», с которой в любой момент времени происходит приращение числа отказов при работе детали или агрегата без замены. Так как f(x) = F'(x), то
Поэтому F(x) называют интегральной функцией распределения, а f(x ) - дифференциальной функцией распределения. Так как , a R(x) = 1 - F(x), то При выполнении контрольного задания дифференцирование F(x) можно заменить делением приращения функции ∆ F(x) на шаг интервала ∆ х, т.е. f(x) = ∆ F(x) / ∆ х В данном примере (табл.2) ∆ F(x)1 = F(x2) - F(x1) = (0, 06 – 0); ∆ F(x)2 = F(x3) - F(x2) = (0, 18 – 0, 06) и т.д. Например, при ∆ х = 2 тыс. км., по табл.2: 1. f(x)1 = (0, 06 – 0) / 2 = 0, 03 2. f(x)2 = (0, 18 – 0, 06) / 2 = 0, 06 3. и т.д. Имея значения F(x) или f(x), можно произвести оценку надежности и определить среднюю наработку до отказа
6. При оценке качества изделий, нормировании ресурсов, в системе гарантийного обслуживания применяют гамма-процентный ресурс хγ . Гамма-процентный ресурс хγ , это егоинтегральное значение хγ , при которым с вероятностью R = γ % все исследуемые изделия (или автомобили) будут работать без отказа, т.е. R=P{ хi > xy } > γ . В технической эксплуатации автомобилей принимаются обычно γ = 80, 85, 90 и 95%. В рассматриваемом примере при γ = 95% хγ ~ 7 тыс. км (табл.2). Риск отказа изделия F в данной ситуации, т.е. более раннее достижение изделиями гамма-процентного ресурса, составляет около 5%. Гамма-процентный ресурс используется при определении периодичности ТО по заданному уровню безотказности γ. Выражение lТО = хγ означает, что обслуживание с периодичностью lТО гарантирует вероятность безотказной работы R > γ и отказа F < (1 - γ). Допустим, что если организаторы производства без проведения технико-экономического анализа назначали бы периодичность ТО, например, lТО = 10 тыс. км (см. табл.2), то примерно 18 изделий из 100 (n1 = 6 и n2 = 12, т(х ) = 18) откажут ранее назначенного ТО, т.е. вероятность отказа F(x< 10) = Р{ xi < (Х = 10)} = т(х) / n = 18 / 100 = 0, 18 Остальные 82% изделий (19 + 25 + 20 + 13 + 5) имеют потенциальную наработку на отказ хi > 10 тыс. км. Следовательно, ТО им будет произведено ранее, чем они могут отказать в работе, и вероятность их безотказной работы R(x > 10) = Р{ xi > (Х = 10)} =( n - т(х) ) / n = 82/100 = 0, 82. Для первых отказов невосстанавливаемых изделий и взаимно дополняющих событий (отказ - работоспособное состояние) имеет место условие F(x) + R(x )= 0, 18 + 0, 82= 1, 0, т.е., зная вероятность отказа, можно определить вероятность безотказной работы и наоборот. 7. Используя данные табл.2, можно также определить некоторые точечные оценки случайных величин. Среднее значение случайной величины
где j - номер интервала. Для данных табл. 3 имеем: = 7 · 0, 06 + 9 · 0, 12 +11 · 0, 19 +13 · 0, 25 +15 · 0, 20 +17 · 0, 13+19 · 0, 05 = = 13, 0 тыс. км. Таким образом, если периодичность ТО равнялась бы средней наработке на отказ, то более 60% изделий в рассматриваемом примере отказали бы до обслуживания.
Среднеквадратическое отклонение, характеризующее вариацию, где j - число интервалов. коэффициент вариации 8. Важным показателем надежности является интенсивность отказов λ (х) - условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого изделия, определяемая для каждого данного момента времени при условии, что отказа до этого момента не было. Аналитически для получения λ (х) необходимо элементарную вероятность dm/dx отнести к числу элементов, не отказавшихк моменту х, т.е. λ (х) = dm/dx / ( n - т(х) ). Так как вероятность безотказной работы R(x) = ( n-m(x) ) / n, то λ (х) = dm/dx · (1 / nR(x) ) Учитывая, что f(x) = (1 / n) · dm/dx, получаем λ (х) = f(x) / R(x ). Рисунок 1 - Изменение интенсивности постепенных (1) и внезапных (2) отказов Таким образом, интенсивность отказов равна плотности вероятности отказа, деленной на вероятность безотказной работы для данного момента времени или пробега. Так как R(x) = 1 - т(х) / п, то после дифференцирования R(x)/ dx = - (1 / п) · dm/dx. Так как λ (х) = dm/dx · ( 1 / nR(x) ), то можно записать λ (х) = - ( 1 / R ) / dR/dx, откуда после интегрирования Это универсальная формула определения вероятности безотказной работы невосстанавливаемого элемента для любого закона распределения. Зная интенсивность отказов, можно для любого момента времени или пробега определить вероятность безотказной работы. Существуют постепенные (1) и внезапные (2) отказы (рис.1). Постепенные отказы описывают работу так называемых стареющих элементов автомобиля. 9. Наглядное представление о величине и вариации случайной величины дает их графическое изображение: гистограммы (1, рис. 2) и полигоны (2, рис. 2) распределения, а также интегральные функции распределения вероятностей отказа (3, рис. 2) и безотказной работы ( 4, рис. 2) и дифференциальные функции или законы распределения случайной величины (рис. 3). 10. В ряде случаев законы распределения случайных величин могут быть описаны аналитически, как функции параметров этих законов. Такие аналитические зависимости имеются для нормального, экспоненциального и ряда других законов распределения случайной величины, описывающих процессы в технической эксплуатации автомобилей Общий вид закона распределения: F(x)= f(x)dx, R(x)= f(x)dx, причем
, f(x) > 0. Для процессов технической эксплуатации автомобилей и непрерывных случайных величин наиболее характерны следующие законы распределения. Нормальный закон распределения (двухпараметрический: σ и х). Такой закон формируется, когда на исследуемый процесс и его результат влияет сравнительно большое число независимых (или слабозависимых) элементарных факторов (слагаемых), каждое из которых в отдельности оказывает лишь незначительное действие по сравнению с суммарным влиянием всех остальных. , Рисунок 2 - Графическое изображение случайной величины отказа свечи 1- гистограмма, 2 - полигон распределения, 3 - интегральная функция вероятности отказов и 4 - безотказной работы
Рисунок 3 – Дифференциальная функция распределения – закон распределения случайной величины F(x1) - площадь диаграммы, соответствующая накопленной функции отказов; R(x1) - площадь диаграммы, соответствующая γ – процентномуресурсу; x1 - текущее значение наработки на отказ. Экспоненциальный закон (однопараметрический - λ ). При экспоненциальном законе распределения вероятность безотказной работы не зависит от того, сколько проработало изделие с начала эксплуатации, а определяется конкретной продолжительностью рассматриваемого периода или пробега ∆ х, называемого временем (или пробегом) на выполнение задания. Таким образом, эта модель не учитывает постепенного изменения параметров технического состояния, например, в результате изнашивания, старения и других причин, а рассматривает так называемые нестареющие элементы и их отказы. Экспоненциальный закон используется чаще всего при описании внезапных отказов, продолжительности разнообразных ремонтных воздействий и в ряде других случаев: f(x) = λ exp(-λ x); R(x) = ехр(-λ x). Для этого закона ; = σ; v= 1, 0. Закон распределения Вейбулла-Гнеденко проявляется в модели так называемого слабого звена. Если система состоит из группы независимых элементов, отказ каждого из которых приводит к отказу всей системы, то в такой модели рассматривается распределение времени (или пробега) достижения предельного состояния системы как распределение соответствующих минимальных значений хi отдельных элементов: хс = min(.x1; х2; х3... хn;). Функция распределения этой величины может быть выражена следующей зависимостью: где а и b - параметры распределения закона Вейбулла-Гнеденко Примером использования распределения Вейбулла-Гнеденко является распределение ресурса подшипника качения. Этот ресурс ограничивается ресурсом одного из элементов (шарика, ролика, конкретного участка сепаратора и т.д.). Значение аналитических зависимостей состоит в том, что если известен вид закона (на основе опыта, литературных источников, наблюдений) и его параметры, то можно расчетными методами, не проводя объемных наблюдений, воспроизвести (прогнозировать) ожидаемые вероятности отказов и других состояний изделий и процессов. Например, для нормального закона необходимо знать два параметра (σ и х), а для экспоненциального - один (х или λ ), чтобы рассчитать вероятность отказов и безотказной работы.
Задание: Произвести вероятностную оценку случайных величин по методическим указаниям, используя заданный вариационный ряд (п = 100 шт. дизельных ДВС), табл.3.
Задание по ТЭА Таблица 3 - Вариационный ряд наработки на отказ (в мото-часах) до первого ремонта дизельных двигателей ЯМЗ-236 (п = 100 шт. ДВС)
По результатам расчетов: составить таблицы и построить графики вероятностной оценки случайных величин: гистограмму и полигон распределения, интегральные функции отказов и безотказной работы ДВС, рассчитать и построить дифференциальную функцию распределения, сделать выводы по предполагаемому закону распределения и ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что называется случайной величиной в технической экс- плуатации автомобилей? 2. Какими параметрами оценивается распределение случай ных величин, дайте характеристику каждого параметра. 3. Виды отказов деталей и механизмов автомобиля. 4. Дайте определение и гамма-процентному ресурсу изделия, и объясните физический смысл гамма-процентного ресурса. 5. Что понимается под «плотностью» вероятности случайной величины, ее физический смысл? 6. Назовите основные законы распределения случайных величин и дайте краткую характеристику их применимости в технической эксплуатации автомобилей.
Литература 1. Ю.П. Баранов и др. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для ВУЗов. Ю.П. Баранов и др. – М.: Транспорт, 1983, - 488 с. 2. Е.С. Кузнецов и др. Техническая эксплуатация автомобилей. –М.: Наука», 2004. 535 с.
|