Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II этап. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности






Логопед знакомит родителей с тем, что занятие по релаксации на этом этапе будет состоять из двух частей.

Первая часть – обучение расслаблению речевого аппарата. Для заикающихся освоить это особенно важно, так как во время приступа заикания у детей артикуляционные мышцы судорожно напрягаются. Ощутив это препятствие в речи, ребенок старается преодолеть его усилением артикуляции того или иного звука. От этого мышцы губ, языка, нижней челюсти еще больше напрягаются. Это напряжение распространяется на другие группы мышц (лица, шеи, корпуса и т.д.). Напряженные мышцы непослушны, неуправляемы. Для свободного вступления в речь артикуляционный аппарат должен быть естественно расслаблен. Когда дети научатся расслаблять группы мышц, можно перейти к расслаблению видимой части речевого аппарата (губ, нижней челюсти, языка).

Все упражнения по релаксации проводятся по контрасту с напряжением. Этот принцип сохраняется и при расслаблении артикуляционных мышц. Вначале вызывается напряжение мышц при утрированной беззвучной артикуляции (у, и, э...), которая тут же сменяется расслаблением. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей.

Расслабленное состояние речевого аппарата внешне выглядит так: рот слегка приоткрыт; губы мягкие, свободные, язык спокойно лежит на дне рта. Иногда при глубоком расслаблении может усиленно выделяться слюна. В таком случае надо предложить детям проглотить ее.

Каждое упражнение необходимо особенно тщательно отрабатывать, чтобы добиться релаксации мышц речевого аппарата. Умение расслаблять эти мышцы в нужной ситуации поможет детям свободней вступать в речь.

Во второй части занятия проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом.

Необходимо помочь детям избавиться от эмоциональной напряженности, внушить им чувство уверенности, спокойствия, закрепить в их сознании представление о правильной речи, о смелом, раскованном общении при любых обстоятельствах.

Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности путем внушения, которое проводится как игра под названием «Волшебный сон». Дети находятся в позе покоя, глаза закрыты, сосредоточены, внимательно слушают ведущего и про себя повторяют «особые» команды – специальные формулы внушения в стихах.

Путем внушения углубляется состояние спокойствия и мышечной релаксации, которое вызывается у детей по представлению (на основе ранее приобретенного опыта) как результат всех предыдущих упражнений. В дальнейшем вводятся формулы правильной речи и смелого, уверенного поведения, закрепляющие успехи, достигнутые на логопедических занятиях (приложение 3, 4).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал