Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй
Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Признаки раннефеодальной монархии: 1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну; 2) отсутствует юридическая ответственность правителя; 3) не сформированы институты власти; 4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены; 5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом; 6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно. Органы власти не имели постоянных полномочий. Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств. Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами. Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета. Население в Киевской Руси делилось на: 1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю; 2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория; 3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси; 4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость. Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев. Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
3. Возникновение древнерусского права. Преступление, наказание, суд и судебный процесс по «Русской Правде». Древнейший источник права – обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика. Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XIвв.). Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т. е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.). Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XIIвв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072г.), Устав Мономаха (около 1120— 1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг.XIв. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей. Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафовв зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу. Сокращенная Правда сложилась в серединеXVв. из переработанной Пространной Правды. Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц. Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало. Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива — повторности преступления. Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом. Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место. Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях — за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Вира — денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну. Головничество — денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого. Урок — определенное денежное возмещение в пользу потерпевшего за причиненный ему ущерб. Все остальные преступления наказывались продажей — штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию. Процесс делился на три стадии. Первая стадия носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком. Второй стадией процесса являлся свод. Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Третья стадия судебного процесса — гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Система доказательств по Русской Правде состояла из: свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; вещественных доказательств; ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); присяги.
|