Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки






- сходство уровней экономическо­го развития интегрирующихся стран

- территориальная близость государств

- общность экономических и других проблем

- демонстрационный эффект

- эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок)

Типы экономической интеграции:

Институциональный тип интеграции, или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводительных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:

- Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

- Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Формы, или виды интеграции:

· Зона свободной торговли (ЗСТ);

· Таможенный союз (ТС);

· Единый или общий рынок (ОР);

· Экономический союз (ЭС);

· Экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли - это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений МТ товарами.

Таможенный союз - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Единый или общий рынок - соглашение, когда к дополнению ТС устанавливается свобода передвижения других факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. ВТ оборот между странами-участницами международной экономической интеграции перестает существовать, образуется внутренний рынок.

Экономический союз - соглашение, когда к дополнению к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика.

Экономический и валютный союз - соглашение, когда к дополнению к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления.

Формы частнокорпоративной интеграции:

· Создание совместных предприятий (СП)

· Проведение международных производственных и научных программ.

Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

1) Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

4) Унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

7) Создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Единое экономическое пространство - общий рынок, созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия, Казахстан и Россия, которые ранее 1 июля 2010 года создали таможенный союз.

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр.


 

 

25. Экономическая безопасность национальной хозяйственной системы: определение, факторы, виды, показатели.

Экономическая безопасность – это состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах, независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера.

Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате:

1) обострения межгосударственных отношений, возникновения военных конфликтов;

2) дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации в стране;

3) усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических союзов и обострения конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг и капиталов как вне, так и внутри страны;

4) истощения жизнеобеспечивающих ресурсов;

5) стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом.

Экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Национальная безопасность РФ, наряду с внешнеэкономическими факторами, зависит от состояния российской экономики и рационального сочетания интересов Центра и регионов, а оценку иных факторов следует осуществлять в комплексе со всеми сферами жизнедеятельности на выбранной территории.

Экономическая безопасность РФ может рассматриваться как комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, обеспечивающих:

1) предпосылки для ее выживания в условиях кризиса и будущего развития;

2) защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики развития;

3) создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий;

4) конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения;

5) обеспечение достойных условий жизни и устойчивого развития личности.

Поскольку Россия является федеративным государством, важное значение приобретает территориальный аспект экономической безопасности, что выражается:

1) в возможности субъектов РФ проводить собственную экономическую политику в рамках страны;
2) в способности безобвально реагировать на резкие геополитические изменения в РФ;

3) в способности осуществлять крупные экономические мероприятия, не ожидая помощи от Федерации, по неотложным социально-взрывным ситуациям на территории, связанным с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами (ошибками) на федеральном уровне;

4) в возможности на договорной основе оказывать помощь сопредельным областям, республикам и регионам, где существующая несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах территории;

5) в возможности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что позволило бы сохранить достойный уровень жизни населения.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют вычленить три такие ее важнейших элемента, как:

экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;

стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Важнейшей проблемой при характеристике экономической безопасности на макроуровне является определение ее индикаторов. Их можно свести в несколько групп.

1. Экономические индикаторы безопасности. Характеризуют сложившиеся тенденции развития экономики с точки зрения реализации принципа эффективности производства.
К экономическим индикаторам относятся: доля производственных инвестиций в общем объеме ВВП; динамика и структура производства; динамика и структура инвестиций; уровень занятости; уровень использования производственных мощностей; степень износа основных фондов; структура экспорта и импорта; соотношение между потреблением и накоплением и др.

2. Социальные индикаторы безопасности. Характеризуют сложившиеся тенденции развития социальных процессов с точки зрения реализации принципа справедливости распределения благ. Социальными индикаторами нарушения принципа эффективности являются падение реальных доходов населения, разрушение социальной инфраструктуры, рост доли бедного населения, чьи среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума.

Однако большую социальную угрозу для общества представляет нарушение принципа справедливости распределения благ, что проявляется в росте доходов господствующих социальных слоев за счет уменьшения доходов других не в связи с большим их вкладом в рост общественного благосостояния, а в связи с главенствующей ролью в распределении благ.

3. Финансовые индикаторы безопасности. Характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной систем государства с точки зрения ее соответствия требованиям экономической безопасности государства. Финансовые индикаторы включают в себя: соотношение ставок процента за кредит и нормы прибыли; долю долгосрочных кредитов в кредитных вложениях в экономику; уровень рентабельности продукции; темпы инфляции и динамику задолженности по заработной плате; динамику государственного долга; бюджетный дефицит и его динамику; уровень исполнения бюджетов всех уровней; соотношение между текущими расходами и капитальными вложениями; эмиссия; ценовые диспропорции; стабильность национальной валюты; динамику неплатежей в национальном хозяйстве и др. Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. Они могут быть классифицированы как внешние и внутренние.

К внешним относятся прежде всего геополитические и внешнеэкономические факторы, а также глобальные экологические процессы. Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

Для поддержания экономической безопасности государство должно предусматривать:

проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов;

выработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон за счет их максимальной унификации, законодательное ограничение лоббизма;

контроль за соблюдением вышеназванных правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления;

создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между Центром и территориями;

организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;

повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности;

гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал