Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Каждый крупный ученый - философ формулирует свою теорию о сущности человека, но все они сходятся в одном - человек сложен и противоречив. Сложность человеческой природы, ее элементов, заставила ученых ввести несколько терминов для обозначения человека – индивид, индивидуальность, личность. Что включается в эти понятия? Человек – это представитель вида «гомосапиенс»(человек разумный), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек – это единение телесного и духовного начал. Все мы - люди, все мы – человеки, как говорится. Произнося слово «человек», мы не говорим об особенностях отдельных людей, худые они или толстые, черные или белые, грустные или веселые. Индивид – это уже единичный, отдельный представитель человеческого рода, безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок – уже индивид, он обладает всеми задатками человека. Но пока еще, он не является индивидуальностью. Под индивидуальностью ученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни каждого из нас. Чтобы вы стали индивидуальностью, необходимо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества. И, наконец, чаще всего мы будем использовать в книге понятие личность. Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Институтами социализации, то есть включения индивида в мир социальных взаимодействий, помимо семьи, выступают школа (система образования), прохождение службы в армии, ближайшее окружение, работа, дружеский круг, спорт и т.д. В широком смысле слова институтом социализации выступает культура. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, традиции национальной кухни и т.д. Личностные качества - такие в нас, которые позволяют быть нам членами общества. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, природные задатки, определяющими являются иные факторы – социальные – это взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств оказывают ведущее влияние два процесса – образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, теории, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования и от воспитания зависит, какую личность, какого человека получит общество, будет ли он оказывать положительное влияние на окружающих или же напротив, займет позицию разрушительную, отрицательную. Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят о том, кого можно назвать личностью, все ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути. Споры ведутся также и о том, с какого именно возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагает, что только тогда, когда человек начинает осознавать и контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, невидимая постороннему глазу, работа внутри нас. Впитывая внешние воздействия, влияние других людей, мы меняемся, набираем опыт, учимся подавлять свои порывы, закаляем свою волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание. Познакомимся с теорией личности, сформулированной современным ученым Дж. Уиггинсом. Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изучении личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометрический. Приведем их определения: 1. Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития. Взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода. 2. Экспериментальный подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности. Понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности. 3. Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом. 4. Психометрический подход. Изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности. Измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке характеристик. Хотя большинство психологов, вероятно, согласится с тем, что различные подходы полезны для идеального широкого определения понятия личности, рабочие определения, применяемые ими на практике, могут не включать один или более из приведенных выше аспектов. Задача ученых — не дать исчерпывающее идеальное определение, а представить адекватный инструментарий, необходимый для плодотворной дискуссии. Таким образом, итоговый вывод заключается в том, что личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терминологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще многое другое. Общая схема должна давать возможность исследовать многие различные факторы, влияющие на развитие личности. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредствованным и трудно прослеживаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже климатические условия могут, через воздействие на телесные функции, влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия, начиная от национальных и кончая присущими ближайшему окружению, придают поведению человека свои специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культуры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни человека — несчастный случай, приводящий к инвалидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко, чтобы вместить все эти аспекты.
|