Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размерные цепи в сварных конструкциях и их особенности. Зазоры как звенья компенсаторы.
Общие положения Размерной цепью называется группа связанных между собой раз- меров, образующих замкнутый контур и служащих решению постав- ленной задачи согласования допусков на один, или часть этих размеров, или даже на все размеры. Основной особенностью любой размерной це- пи является двоякий характер связи между ее размерами: наряду с внешне очевидной геометрической (конструкторской) связью есть еще и причинно-следственная (технологическая) зависимость одного из размеров цепи от каждого из остальных. Это звено цепи называется замыкающим, а все остальные – составляющими звеньями. Выявле- ние замыкающего звена и графическое построение контура размерной цепи представляет важнейшую часть решения задачи согласования до- пусков, поэтому оно будет рассмотрено на конкретных примерах. Подетальные размерные цепи. На рис. 2 изображена листовая де- таль в виде прямоугольника со скошенным углом. Продольные размеры могут быть заданы различно – любой комбина- цией из трех размеров (а, в и с) по два. Геометрически и формально- аналитически выбор этой комбинации кажется безразличным, но техноло- гически один из трех размеров всегда оказывается зависящим от двух дру- гих. Характер этой зависимости определяется принятой последовательно- стью изготовления детали. Различные варианты показаны на рис. 2.
Из исходного полосового проката сначала может быть вырезана прямоугольная карточка длиной с, а может быть обрезан скос по разме- ру в. Скос на карточке может быть обрезан с разметкой по стороне а, тогда размер в самого скоса будет зависеть от возможных ошибок раз- меров а и с. Если же скос на карточке размечается по размеру в, то раз- мер а станет зависимым от размеров в и с. Размер с будет зависеть от размеров а и в, если на полосе со скосом сделать разрез с разметкой его положения от конца скоса по размеру а.
Рис. 2. Различные варианты последовательности вырезки детали и формирование размерной цепи В каждом из этих вариантов замыкающим звеном оказывается иной размер, что и показано на схемах размерных цепей, изображенных в нижней части рисунка. Схема размерной цепи изображается согласно действующим правилам: все звенья одной цепи – заглавной буквой рус- ского алфавита; замыкающее звено – двусторонней стрелкой (его бук- венное обозначение имеет подстрочный индекс Δ); составляющие зве- нья – односторонними стрелками по ходу цепи с индексами в виде по- рядковых номеров. Для большей наглядности звенья на схеме несколько
разносятся по выносным линиям, связывающим схему с чертежом дета- ли. В рассматриваемом случае все звенья параллельны и смещением по выносным линиям могут быть сведены в одну прямую линию. Такие раз- мерные цепи называются линейными, они и будут в дальнейшем рас- сматриваться в этом пособии как наиболее простые. Существуют еще плоские размерные цепи, звенья которых хотя и не параллельны, но могут быть сведены в одну плоскость, и пространственные размерные цепи, звенья которых не могут совместиться в одной плоскости. Методики рас- чета пространственных размерных цепей в машиностроении еще нет, рас- чет плоских цепей очень сходен с расчетом линейных цепей. По характеру своего влияния на величину замыкающего звена все составляющие звенья разделяются на увеличивающие или умень- шающие. Увеличивающие звенья при случайном отклонении своего размера в большую сторону соответственно увеличивают и замыкающее звено. Уменьшающие звенья своим случайным увеличением, наоборот, уменьшают величину замыкающего звена. При рационально выбранном размещении схемы движение по цепи слева направо будет соответство- вать увеличивающему звену и наоборот. В сложных цепях рекоменду- ется дополнительно отличать звенья еще и направлением стрелок над буквенными обозначениями. Размерные цепи (см. рис. 2 называются подетальными, т. к. относятся они к размерам одной детали. Сборочные размерные цепи. Сварная конструкция всегда состав- лена из отдельных деталей-заготовок. Размерные цепи, связывающие размеры нескольких деталей, называются сборочными. Такие цепи по- казаны на рис. 3 для простейшего из сварных узлов – стыкового соеди- нения двух листовых деталей. Размеры деталей а и с обеспечиваются технологией заготовительных работ и при нормальном сборочном про- цессе не должны изменяться. При сборке определяются как величина b зазора между свариваемыми кромками, так и габаритный размер d. сварного узла. Замыкающее звено и схема размерной цепи будут зави- сеть от принятой технологии сборки. Если при сборке стремиться обеспечить нужную величину зазора (постановкой мерной прокладки с поджатием к ней кромок деталей, не- посредственным измерением щупом или линейкой при регулируемом перемещении деталей или просто визуальным контролем), то габарит- ный размер получается при этом как следствие: он и будет замыкающим звеном (см. рис.3, б), зависящим как от фактической величины полу- ченного зазора, так и от размеров деталей. Такова размерная цепь б, все составляющие звенья которой являются увеличивающими.
Рис. 3. Сборочные размерные цепи в сварном изделии Но возможна и другая технология сборки, когда в первую очередь обеспечивается величина габаритного размера (рис. 3, в): установкой наружных кромок деталей по упорам приспособления, непосредствен- ным измерением габарита при перемещении деталей или выравнивани- ем положения наружных кромок деталей по отметкам на линейке. Зазор при этом оказывается замыкающим звеном, величина которого зависит как от фактически установленного габарита, так и от размеров деталей. В размерной цепи в размеры деталей играют роль уменьшающих звень- ев, а габаритный размер является увеличивающим звеном.
Зазоры в сварных соединениях. В механосборочных размерных цепях зазоры между деталями часто делаются замыкающими звеньями, собирающими на себя всю накапливающуюся погрешность, иногда они используются в качестве звеньев-компенсаторов, позволяющих изме- нить в нужном направлении погрешность замыкающего звена. В свар- ных соединениях все требования к зазорам между деталями определя ются условиями получения высококачественного сварного соединения. Технологические требования к зазорам со стороны сварочного процесса довольно жестки и принципиально не связаны с технологией сборки. В очень многих случаях требования к зазорам определяются со ответствующими государственными стандартами, поэтому в размерную цепь собранного под сварку изделия должны обязательно включаться зазоры между свариваемыми кромками, играющие роль замыкающего звена или составляющих звеньев, в зависимости от принятой техноло- гии сборки. Использование этих зазоров в качестве звеньев компенсаторов возможно, но только с учетом ограничений, наклады ваемых сваркой.
|