Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие ОВД в сфере предупреждения преступлений






В условиях сложной социально-экономической и криминальной ситуации в стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех властных структур. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие. В теории социального управления под взаимодействием понимается совместной участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств.

В ст. 10 ФЗ «О полиции» закреплен один из основополагающих принципов деятельности полиции взаимодействие и сотрудничество, определяющий, что полиция при осуществлении возложенных на нее полномочий взаимодействует с другими правоохранительными органами государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями,. организациями и гражданами. Без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач.

Правовой основой взаимодействия, помимо ФЗ «О полиции», выступают

различные подзаконные нормативные акты в зависимости от области решаемых задач.

Актуальными остаются задачи координированное™ действий правоохранительных органов, эффективности их взаимодействия, достаточности

 

Указ президента №567 который определяет, что координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

И соответствии с 4.1 ст.8 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

деятельность правоохранительных органов по борьбе с—преступностью

координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры

субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

В зависимости от сферы осуществления взаимодействие может быть не

только внешним, но и внутренним.

Внутреннее взаимодействие подразделений МВД РФ также регламентируется подзаконными нормативными актами. Общим документом по регламентированию всех направлений внутреннего взаимодействия является Приказ МВД РФ от 17 октября 2013 г. № 850 «Об утверждении Регламента МВД РФ»,

Взаимодействия подразделений полиции между собой в сфере предупреждения и пресечения преступлений регламентировано Приказом МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О детельности ОВД по предупреждению преступлений». Указанный нормативно-правовой акт подробно регламентирует полномочия отдельных подразделений полиции (например, подразделений ППСП, УУП, ПДН и т.п.) по предупрежденной пресечению преступлений, а также взаимодействие с другими службами ОВД по реализации данного направления деятельности.

Так, например, п.7.13 наделяет участковых уполномоченных полиции обязанностью оказывать содействие л сотрудникам полиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Координация деятельности подразделений ОВД РФ между собой регламентируется Приказом МВД РФ от 12 февраля 1997 г. № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов ОВД».

Вывод: Взаимодействие - это совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств.


Эффективность противодействия преступности напрямую зависит от качества и уровня организации взаимодействия государственных и негосударственных структур по осуществлению профилактических мер. Основой взаимодействия подразделении ОВД в сфере профилактики преступности является Приказ МВД рф от 17.01.2006 г. № 19. Л

Борьба с преступностью. Прогнозирование, планирование и программирование предупреждения преступлений ОВД

Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

· общей организации борьбы;

· предупреждения преступности;

· правоохранительной деятельности.

Рассмотрим более детально такое направление как общая организация борьбы с преступностью. Общая организация борьбы с преступностью включает в себя следующие составляющие:

1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз - это опенка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений. Целями и задачами криминологического прогнозирования являются:

- установление показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;

- выяснение всех обстоятельств имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

- выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития правоохранительных органов;

- установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

- выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Основными этапами криминалистического прогнозирования являются:

- предпрогнозная ориентация - определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и.т.д.

- сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с нею;

- поисковый прогноз - отбор возможных вариантов будущего развития с учетом влияющих процессов и Факторов для определения перспективных проблем, подлежащих решению;

- нормативный прогноз - наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения, исходя из нормативов, определяющих характер объем струк ту ру мер, сил и ресурсов;

- оценка обоснованности прогнозов;

- выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.

Существует три вида криминологического прогнозирования науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки криминологии), прогнозирование преступности (прогнозирование конкретных видов преступности) и прогнозирование индивидуального преступного поведения (определение вероятности совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом).

При прогнозировании применяются следующие основные методы:

- экстраполирование (экстраполяция) - изучение истории прогнозируемого объекта и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее;

- моделирование - разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее.

- экспертная оценка - заключается в обобщении мнений научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний и т.п., о будущих параметрах преступности или некоторых ее видов, а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции.

3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

4.Программирование (планирование борьбы с преступностью. Представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целее и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период.

Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Криминологическое планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ). Базой криминологического планирования является прогноз преступности.

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе - как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества. J

Программирование должно ноешь целевой характер, то есть сначала слелует эмулировать конкретные цели, затем - средства их достижения, указывать исполнителей, сроки. Характер ресурсного обеспечения этих средств (кадры финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку

реализуемых программ.

7. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о развитии сети научно- исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

8.подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров в

области борьбы с преступностью.

9.Формирование правовой культуры населения и в их числе государственных служащих, политиков, журналистов и т.д.

В п. 1 ст. 1 данного Федерального закона «О полиции» " Назначение полиции" говорится, что одним из предназначений полиции является противодействие преступности. А в п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона установлено, что одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений.

Отметим также, что, согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 рассматриваемого Закона, полиция обязана выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

В ходе рассмотрения нормативных правовых актов МВД России было установлено, что меры по предупреждению преступлений определены в базовом Приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 " О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" < 4>, которым, кстати, утверждена Инструкция " О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (последняя редакция Инструкции от 30.12.2011 N

ПУНКТ6 L дается понятие предупреждения преступлений органами

oevmeo^r Дел: ЭТ0 деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, уществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение


пплений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и ^ятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Содержание данного пункта показывает, что предупреждение преступлений является одним из видов деятельности ОВД, а к субъектам предупреждения преступлений относятся службы, подразделения и сотрудники ОВД.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 2 Инструкции основными задачами ОВД по предупреждению преступлений, в частности, являются:

выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление;

установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отметим также, что согласно п. 6 Инструкции в задачи территориальных органов МВД России районного уровня также входит осуществление деятельности по предупреждению преступлений. В частности, они проводят комплексные и целевые оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению преступлений и улучшению криминогенной обстановки; выявляют и ставят на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль; привлекают общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к деятельности но предупреждению преступлений.

Эти направления деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне являются предметами внешнего госконтроля.

Дополнительный анализ рассматриваемой Инструкции позволяет определить, что подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции в целях предупреждения экономических преступлений должны сфокусировать внимание на следующих направлениях:

на выявлении причин и условий совершения преступлений экономической направленности;

внесении предложений по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности;

проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления экономической направленности, а также своевременном принятии к ним мер предупредительного воздействия;

осуществлении ежемесячного анализа состояния преступности экономической направленности и принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению таких преступлений;

поддержании эффективного взаимодействия с другими подразделениями ОВД по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью экономической направленности, использовании имеющейся у них оперативной

леятеи^пГ В Раб0ТС П° пРеДУпРеждению и пресечению противоправной деятельности такими лицами;

. осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на ^mtf и разобщение организованных преступных групп или преступных ^фдсств. действующих в сфере экономики; 7

обобщении и предупреждении характерных способов уклонения от уплаты налогов» сокрытия доходов (прибыли);

осуществлении комплексных мероприятий по проверке финансово- хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к совершению экономических преступлений, финансированию терроризма и экстремизма;

анализе состояния правопорядка в сфере потребительского рынка, выявлении, документировании правонарушений в этой сфере, а также защите прав потребителей и борьбы с правонарушениями на потребительском рынке.

Вывод: Профилактическая деятельность ОВД базируется на законодательных и ведомственных правовых актах и выступает в качестве приоритетного направления деятельности. Для эффективного осуществления деятельности по противодействию преступности ОВД изучают состояние, динамику и другие количественные и качественные признаки преступности. На основе полученных данных составляются прогнозы и программы по

противодействии преступности.

Заключение: Согласно ст.2 ФЗ «О полиции» предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений является одним из направлений деятельности полиции. Приоритетность данного направления определяется огромной экономией ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек» (содержание аппарата правоохранительных органов, затраты на исполнение различных видов наказаний, восстановление нарушенных прав и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал