Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашнее задание под музыку? На диване?






Как-то придя в гости к моей разведенной подруге, профессиональному и опытному психологу, я была очень удивлена. Ее четырнадцатилетняя дочь полвечера провела в одной комнате с нами, сидя на диване и делая - как бы Вы думали что? Она выполняла домашнее задание - чертила на чертежной доске. Неудобная поза и взрослые разговоры как будто бы совсем не мешали ей с удовольствием делать чертеж комнаты и иногда обращаться к матери с вопросами.

А все объяснялось просто - мама много работает, ездит в командировки, и, увы, дома бывает нечасто. Времени для общения мало. Дочка очень скучает, да еще и приболела, хочет побыть с мамой побольше.

И такая вот вольная форма выполнения домашнего задания, не в отдельной комнате за письменным столом, как это принято считать правильным, стала выражением внимания со стороны матери и поддержки ребенку. Естественно, так происходило не каждый день. И это, безусловно, не средство для всех работающих матеррей воспотнить пробелы в общении со своими детьми.

Но все же отмените догмы о том, как должно делаться домашнее задание. Помните правила:

 

В воспитании не существует одного способа, лучшего для всех.

Определите и поддерживайте индивидуальный стиль учебы своего ребенка.

 

При организации помощи своему ребенку в выполнении домашних заданий прежде всего нужно исходить из того, что каждый человек неповторим, индивидуален. Рассмотреть, увидеть эту индивидуальность - непростое, но необходимое дело. Многое зависит от природных предпосылок, наследственности. Многое выррабатывается воспитанием, но и возможности воспитания небезграничны.

Самый простой пример: спокойный, медлительный ребенок не сможет даже в результате тренировок стать очень быстрым и стремительным. Любую работу он выполняет степенно, не мпеша. Медленно думает, двигается без резких движений. Речь его плавна. И это не плохое качество, это то, что отличает его от других детей.

Он может очень хорошо учиться, много читать и иметь собственное мнение. Но в горячем споре может сразу и не найтись, - ему нужно время.

 

Дети одного возраста очень различаются по

- типу темперамента

- темпам деятельности

- развитию памяти, внимания, мышления

 

Каков Ваш ребенок? Что для него лучше?

Ко всем обязанностям разведенной матери прибавляется еще одна важная забота - учить ребенка учиться. Но самое главное - наблюдайте, экспериментируйте, выбирайте, что подходит, а что - нет.

Может, школьныые учителя что-то подскажут или лучше обратиться к специалистам. Чтобы успешно заниматься, большинство людей нуждается в спокойной, тихой атмосфере и отдельной комнате. Но если Ваш сын делает урокипод музыку - это еще не значит, что он не в состоянии сосредоточиться и эффективно заниматься.

Как быть с письменным столом? Посадите ребенка прямо, свет должен падать слева, под ногами - небольшая подставка, а до плоскости пола должно быть 30 - 35см. Безусловно, для спокойных, усидчивых детей так и должно быть. Но вспомним простой пример: Л. Н. Толстой работал стоя за конторкой. И, как это ни покажется странным, это наиболее правильная поза для работы. За конторкой выполняли домашние ззадания и царскосельские лицеисты, в комнатках котрых просто отсутствовали стулья.

Понаблюдайте за тем, как выполняет уроки Ваш ребенок, это относится особенно к мальчикам. Если ребенок не сможет долго сидеть, все время крутится, быстрый, живой, темпераментный, возможно, ему лучше заниматься именно стоя.

Когда лучше делать домашние уроки?

Все сегодня, наверно, уже знают об индивидуальных биоритмах. Обычно людей с активностью, приходящейся на утренние часы, называют “жаворонками”, а на вечерние - “совами”.

Возможно, Вы сами “сова”, и, приходя с работы еще полной энергии, делаете что-то по дому, смотрите допоздна телевизор, читаете и, естественно, в это же время хотите помочь ребенку. Но совсем не обязательно, чсто это лучше для него. “Жаворонки” эффективнее работают утром. Возможно, лучше, чтобы, приходя из школы, ребенок отдыхал, а утром до занятий интенсивно делал домашнее задание, причем независимо от того, в первую или вторую смену он учится.

Индивидуальный стиль работы касается также и эффективных способов обучения. Вы наблюдаете ребенка каждый день. Можете ли Вы сказать, какой вид памяти у него наиболее развит (зрительная, моторная, слуховая) и т. д.? Именно на этот вид и надо опираться при заучивании материала. Для одних наиболее эффективным способом является чтение вслух. Для других - использование наглядных образов - схем, диаграмм, рисунков, таблиц.

Вспоминается один случай из собственной школьной жизни. Меня поразила одноклассница, показав “рисунок” для запоминания стихотворения А. С. Пушкина

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя...

 

Благодаря такому способу она запоминала не только стихотворения, но всю основную информацию. Неудивительно, что обладательница ярковыраженной зрительной памяти стала архитектором.

В какой последовательности делать задания? Классическая схема - начинать нужно со сложного, трудного материала, полка голова свежая, а заканчивать занятия нужно более простым и легким. К этому принципу стремится и все школьное расписание, ведь первые уроки - математика, физика, русский язык, - те, что считаются основными в школьном курсе. Затем менее сложные для усвоения - биология, география, литература и т. д. Только имейте в виду, что речь идет не о трудности вообще, которой не бывает, а о том материале, который сложен именно для Вашего ребенка. От трудного к легкому - это вообще хороший способ планирования и структурирования времени, особенно для очень занятых людей.

Но и здесь не может быть абсолютно верных рекомендаций и советов, пригодных для всех детей вообще. Почему бы не создать дома условия, подходящие именно для Вашего ребенка? Посмотрите, как “врабатывается”, входит в новую деятельность ребенок. Нужно ли ему некоторое время для того, чтобы втянуться в новую работу, перестроиться с того, чем он только что занимался? Если он плохо переключается с одного вида деятельности на другой, то ему нужно начинать делать уроки с более простого материала, а затем переходить к сложному. Это же бывает полезно и эмоционально возбудимым детям, особенно чувствительным к неудачам: если не дается сложный материал, ребенка бывает трудно вернуть к домашнему заданию вообще. Но когда шаг за шагом он успешно справляется с работой, переход от простго к сложному для него остается незамеченным.

И еще несколько слов о стиле занятий. Обычный школьный график: 45 минут работать, 10-15 минут отдыхать, то же рекомендуют и для домашних заданий. Однако энергичных и ррработоспособных ребят это не очень устраивает. Для них легче позаниматься попдряд подольше, побольше и затем отдыхать. В любом случае, подбирая стиль работы для своего ребенка, Вы должны помнить о трех критериях - это хорошее самочувствие ребенка, доброе отношение к школе и продуктивность обучения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал