![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соціально-педагогічні основи підготовки старшокласників до сімейного
Имеющийся опыт подготовки к семейной жизни старшеклассников оказывается недостаточно действенным. У детей и подростков не происходит формирования целостного представления о структуре и сущности семейного института. Недостаточно учитываются требования к подготовке к семейной жизни, предъявляемые современным уровнем развития социальнокультурной инфраструктуры общества. Проблема заключается и в том, что системным, личностно ориентированным, социально-педагогическим аспектам подготовки к семейной жизни молодёжи уделяется недостаточно внимания. Увеличение объёма и усложнение социальных проблем обуславливает необходимость выявления психологических, социально-педагогических факторов, позволяющих обеспечить качество социальной подготовки, развитие семейных ориентиров, внутренней готовности молодёжи к семейным отношениям. В процессе подготовки к семейной жизни необходимо учитывать следующие факторы: социализация личности, осуществляемая через психологическую и социально-педагогическую поддержку и сопровождение жизненного пути, обеспечивающую развитие социальной компетентности, освоение культуры общения, формирование соответствующих норм поведения; системный подход, обеспечивающий диагностику развития исследуемого объекта, взаимосвязь компонентов и их функциональную обусловленность; личностно ориентированный подход, способствующий созданию условий для развития личностных функций субъектов учебного процесса; социально-педагогический подход, обеспечивающий социальное самоопределение личности обучающегося; организация процессуально-технологической системы семейного воспитания, позволяющей обучающимся познавать общие закономерности и условия организации семейных отношений; формирование мотивационной готовности к семейной жизни, к коммуникативной деятельности, креативности, рефлексии как к структурным компонентам процесса подготовки к семейной жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к подготовке к семейной жизни; взаимодействие педагогов, родителей, детей, обеспечивающее целенаправленный систематический процесс формирования семейных установок у обучающихся; развитие духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных способностей обучающихся в социокультурном пространстве; формирование общей культуры; саморазвитие человека как субъекта деятельности, формирование механизмов саморегуляции, самовоспитания, адаптации, самозащиты, необходимых для диалогичного взаимодействия с другими людьми в социальных и семейных отношениях. Процесс подготовки к семейной жизни молодёжи должен включать взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся, основанное на личностных представлениях о семейной жизни детей и подростков, семейного опыта их родителей и деятельности педагога, обеспечивающего формирование нормативных знаний о функционировании семейного института. Педагог выступает как: организатор учебного процесса, создания ситуации успеха в общении, взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся; исследователь мотивации поведения, самооценки и статуса детей и подростков в системе социальных отношений, их интересов и склонностей в межличностном общении; консультанта по вопросам подготовки к семейной жизни, развитию ценностных ориентаций обучающихся. 13. Просвітництво батьків у питаннях соціалізації підлітків. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
|