![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
Выделяют 2 способа трансляции знаний: Синхронный способ (коммуникация) - устно и Диахронный способ (трансляция) — от поколения к поколению. Оба типа общения используют язык как знаковую реальность. Выделяют три этапа развития научной коммуникации: 1)Устная коммуникация (до письменного периода). Характерна для протонаучной формы познания и представлена в виде передачи опыта по изготовлению и применению орудий труда. Это знание носило рецептурный характер и передавалось по принципу «делай как я». 2)Письменная коммуникация. Письменность - способ трансляции знаний, форма фиксации выражаемого в языке содержания, позволившая связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества. Бывает 2-х типов: фонологизм и иероглифика. В ранних типах обществ функция письма закреплялась за особыми социальными категориями (жрецы и писцы). Появление письма - переход от варварства к цивилизации. После возникновения книгопечатания зарождается научная периодика. Первые журналы появились в 17, как печатная продукция академий и вместе с ними появляется жанр научной статьи, происходит оформление научного стиля. Образом служили научные работы Ньютона, где предлагалось систематическое изложение материала, использовалась терминология и язык математики. Трансляция научного знания предъявляет к языку требование нейтральности, отсутствие индивидуальности и точного отражения бытия 3)Телекоммуникации с использованием информационной техники. Появляются в 70-80-е годы 20 века и связаны с широким распространением ЭВМ, преобразовывают знания в информационный ресурс. Они обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации. Современный процесс трансляции научного знания имеет 3 типа: - личностно-именной (самый древний) - профессионально-именной (приобщается к знанию по своей профессиональной деятельности) - универсально-понятийный Технологии коммуникаций: монолог, диалог, полилог. Выделяют 3 типа коммуникативных стратегий: - презентация (сообщение о важности какого-либо объекта, события) - манипуляция (использует скрытые механизмы воздействия) - конвенция (партнеры, соотношения) В научной коммуникации всегда должно быть рациональность и понимание. Преимущества ИТ: огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. Повышается уровень развития и образованности людей. Но обилие информации и различных ее оценочных трактовок усложняет формирование НКМ. Компьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, разрушают общезначимые моральные ценности. Моделирование процессов и явлений происходит без эмпирической базы. Строй реального мировосприятия и мироощущения индивида страдает негативами затрудненной самоидентификации. Если трансляция ранее проходила под контролем и должна была отвечать соответствующим критериям, формировать установки и алгоритмы поведения, то использование Интернета размывает строгие стратегии обучения, многообразие информации различного рода глубины и содержательности затрудняет отбор и трансляцию значимого знания. Технокультура предлагает социокод, основанный на постоянной трансформации личности, свободе от биологических ограничений, позиции «по ту сторону добра/зла». Создание искусственного интеллекта. С помощью компьютера сейчас моделируется понимание языка, контроль за движением тела, обучаемость компьютера и способность переработки информации, способен к деятельностным актам. Социальные последствия компьютеризации: демократизация социальной среды, новые возможности научных исследований, «электронный коттедж» - работа и учеба на дому, моделирование миров, новые коммуникативные возможности, комбинаторный взрыв. Виртуальная реальность.
|