Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционные типологии государств.
Формационный подход к типологии государства. Создатели К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, который основан на определённом способе производства (общество, находящееся на определённой ступени развития производительных сил). Любое государство существует в рамках конкретной общественно-экономической формации. Поэтому типу общества соответствует тип государства. Каждый тип государства отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса является государство; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет государство. Согласно формационного подхода четырём классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. 1. Рабовладельческий тип государства. По своей сущности государство – это политическая организация класса рабовладельцев. Экономическую основу составляет частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на рабов. Важнейшие функции государства – защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов. 2. Феодальный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация класса феодалов. Экономическую основу составляет собственность феодалов на землю, основные орудия и средства производства, а также собственность зависимых крестьян на мелкие орудия труда. Назначение феодального государства – защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян. 3. Буржуазный тип государства. По своей сущности государство – политическая организация буржуазии. Экономическая основа – частная собственность капиталистов на орудия и средства производства при юридической независимости пролетариата от эксплуататоров. Функции буржуазного государства – охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наёмных рабочих. 4. Социалистический тип государства. По своей сущности государство – политическая организация трудящихся. Экономическую основу составляет социалистическая (государственная) собственность. Важнейшее назначение государства – охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся. Формационный подход объясняет и смену одного типа государства другим. Она происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким. Так, рабовладельческое государство заменяется феодальным, феодальное – буржуазным. Поскольку все три названных типа государства эксплуататорские, то отрицание одного другим не исключает преемственности. Чего не скажешь о социалистическом государстве. Оно как высший и последний тип государства может возникнуть только после разрушения эксплуататорского государства.
Недостатки формационного подхода. 1. Однолинейность, излишняя запрограммированность формационного подхода вступает в противоречие с ходом исторического развития. На самом деле процесс становления, функционирования государств отличается многолинейностью, многовариантностью. Есть страны, которые вовсе не знали рабовладения. В современном мире можно найти островки с характерными чертами средневековья. 2. Недооцениваются формационным подходом культурные, национальные, религиозные и т.п. факторы, за классами теряется личность.
Цивилизационный подход к типологии государств. Ключевые положения данного подхода в следующем: 1) при классификации государств необходимо в одинаковой мере учитывать не только экономические условия (способ производства), но и национальные, культурные, религиозные, психологические основы общества; 2) исходя из идеи единства, целостности земной цивилизации нужно говорить не об отрицании одной ступени развития другой (например, древней – средневековой и т.д.), а о непрерывном поступательном движении государства от неразвитого состояния к всё более развитому, не исключая, конечно, движения назад, вспять, длительные застойные состояния у тех или иных народов; 3) при этом решающим критерием их развитости служит отводимое в государстве место человеку, его правам и свободам; 4) отстаивание классовых интересов нельзя считать решающим в сущности и назначении государства, государство всегда было и есть проводник общих дел, средство поиска согласия, компромисса между классами, слоями, группами населения.
Подход А. Тойнби (в 1904 году – опубликовал книгу «Постижение истории). Родоначальником цивилизационного подхода к классификации общества, государства считается английский историк Арнольд Тойнби. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает более 20 цивилизаций. Среди них называются такие, как: Египетская, Китайская, Западная, Православная, Арабская, Мексиканская, Иранская и др. По А. Тойнби – история человечества – история замкнутых локальных цивилизаций. По мнению А. Тойнби, цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, этнических, географических, психологических, языковых и других признаков. Каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках. Этот подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Каждая цивилизация подобно живому организму имеет жизненный цикл: зарождение, развитие, расцвет, загнивание, смерть. Каждая цивилизация вычленяется на основе 7 признаков, 2 из которых являются постоянными: 1) религия и форма её организации; 2) степень удалённости от места первоначального возникновения. Государства бывают первичными и вторичными: 1) в первичных государствах (Древний Египет, Китай, Индия) – причины их возникновения во внутреннем развитии. Такое государство неизбежно сохраняет целый ряд архаических черт, например, родоплеменную структуру общества, являющуюся частью, субъектом экономического базиса; 2) вторичные государства возникли под влиянием первичных, часто на их развалинах, их возникновение стимулировалось внешними культурными, экономическими, геополитическими причинами (Древняя Германия). Государство является частью социокультурного комплекса, а не экономического.
|