Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ермакова Т.И.
«Поэт в России больше, чем поэт» Он не вошёл, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее – физики или лирики? Впрочем, пели и читали стихи все – и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи. Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима. Следующим стал он, Высоцкий. Он не просил, чтобы его слушали, не требовал стадионов. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна сиюминутной славы, а совесть поэтагражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальным поэтом. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей большой совестью. Кем только не представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песня или стихотворение, вставали альпинист-романтик; солдат Великой Отечественной, пассажир «Аэрофлота», томящийся в ожидании лётной погоды; полотёр; спринтер Федя, которого заставили бежать длинную дистанцию; Ваня, которого, едва он оказывается у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны им от личного местоимения «Я». Сам Высоцкий объяснял это тем, что в них есть его отношение, его рассуждения, его мнение о том предмете, о котором он говорит с людьми: «Вот поэтому я имею право говорить «Я». Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер. Она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к человеку предъявлял высокие требования. Он мерил человека «вечными» мерками - соотношением в его душе Добра и Зла. Его герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни: …Если руки сложа Наблюдал свысока И в борьбу не вступил С подлецом, с палачом, Значит, в жизни ты был Ни при чём, ни при чём! Равнодушие, пассивное наблюдение – то же зло, порок не меньший, чем подлость, трусость, предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличие людей: Там многие сидят в веках На берегах и наблюдают Внимательно и зорко, как Другие рядом на камнях Хребты и головы ломают. Они сочувствуют слегка Погибшим, но издалека. Но и победители, борцы не являются у Высоцкого «сверхлюдьми». Они тоже подвержены слабостям. Самое важное в том, что отношение их к таким проявлениям в себе – всегда отрицательное. Или – в костёр! Вдруг нет во мне Шагнуть к костру сил, Мне будет стыдно, как во сне, В котором струсил…
…Вырывается на волю Второе «я» в обличье подлеца. И я борюсь, давлю в себе мерзавца… Для поэта, для его героев всегда существовали понятия Любовь, Добро, Честь, Верность. Для него в мире действуют раз и навсегда определённые ценности: И во веки веков, и во все времена Трус, предатель – всегда презираем, Враг есть враг, и война всё равно есть война, И темница тесна, и свобода одна – И всегда на неё уповаем. Время эти понятья не стёрло, Нужно только поднять верхний пласт – И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут из нас. Всё творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив, - комфорта. Преодоление совершается ради обретения (или сохранения) своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру. «Я сердцем никогда не лгу», - сказал Сергей Есенин. «Ни единой буквой не лгу…», - сказал Владимир Высоцкий. Многие ли имеют право подписаться под этими словам?
Н.А.Калинина
|