Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфические особенности екатеринбургского модерна
Историческая застройка центра современного Екатеринбурга в массе своей представлена зданиями и сооружениями второй половины XIX века и начала ХХ вв. В отличие от отдельных уникальных зданий и ансамблей классицизма, эта застройка носила периметральный характер и при этом хорошо сохранилась до наших дней в виде целых массивов, кварталов и улиц. При всей разностильности этой застройки нельзя не признать, что она во многом определяет неординарность облика современного города, придает характерность его историческому центру. В 1900-х годах в архитектуру города проникает модерн - стилевое направление, стремившееся к выработке новых форм за счет подчеркивания ассиметрии, нарочито оригинальных декоративно-изобразительных приемов. Модерн как новый стиль ХХ века нашел отражение лишь в отдельных постройках Екатеринбурга, не получив большого распространения в архитектуре уральского города. В жилых домах отдельные приемы этого стиля, как правило, соединялись эклектичным смешением других стилей - это было проявление стилизаторского модерна, хотя есть и очень характерные здания «чистого» модерна. Поскольку модерн как архитектурный стиль имел определенные временные границы, а так как на рубеже ХIХ и ХХ веков город был ограничен с четырех сторон улицами Московской, Северной (сейчас Челюскинцев), Восточной, 4-й загородной (сейчас Щорса), то, естественно, что памятники модернисткой архитектуры и оказались сосредоточенными в центре современного города. Просуществовав чуть более десятка лет, модерн сумел не просто внедриться в столичный и провинциальный быт, но и придать ему особую окраску. Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни произведения модерна активно вторгались в окружающую среду, в обыденное сознание обитания этой среды, не только отражая сложившуюся духовную атмосферу, но и заметно влияя на нее. Даже спустя десятилетия хорошо видно, что модерн успел наложить заметную печать на архитектурный облик многих городов России, в том числе и облик Екатеринбурга. «Несмотря на общность черт екатеринбургского модерна, проявившихся в различных зданиях, все они оригинальны и совершенно не похожи друг на друга, даже при одном и том же функциональном назначении, этому способствовали не только субъективные требования заказчиков, но и индивидуальная творческая манера архитекторов, при том, что заказчики не скупились на строительство из-за обилия денег. Наиболее красивые особняки в этот период времени имели лишь богатые купцы, которые любым способом стремились перещеголять друг друга». Несмотря на достаточно широкое распространение в Екатеринбурге зданий, отражающих господствующий до модерна эклектизм, в нашем городе можно также выделить целый ряд зданий, построенных в стиле модерн на рубеже веков. Но многие из них, в которых наиболее отчетливо проявились черты модерна, либо не сохранились вообще, либо находятся в перестроенном или измененном виде. Так типичным образцом модерна в Екатеринбурге было здание первого в городе кинотеатра «Лоранж» (позднее «Совкино»), построенное в 1907 году архитектором Полковым. Оно просуществовало до середины 1960-х годов на углу Главного и Вознесенского проспектов (пр. Ленина, 43), потом было перестроено в здание нынешнего Театра Музыкальной Комедии. Здание отличалось преобладанием наклонных линий. Также наблюдалась некая ассиметрия в композиционных деталях фасада с выступающими вверх ризалитами. Между ризалитами были расположены окна, здание снаружи не имело декоративного декора. Но устремленные вверх ризалиты Коробовой формы на верху и причудливые линии, разделяющие этажи здания как бы ослабляли цельность стен и конструкций, придавали ему движение. Примечательными в этом здании были размеры и форма окон. Сейчас, конечно, не осталось даже отдаленного представления об этом здании в городе, имеется лишь фотография, изображающая кинотеатр того времени. Печальная участь постигла и здание на углу Покровского проспекта (ул. Малышева) и улицы Вайнера, построенное в 10-х годах ХХ века. Типичный доходный дом того времени, известен был тем, что в нем был магазин, который торговал галошами фирмы «Красный треугольник», ныне в нижней части этого здания располагается «Салон часов». Это здание отличалось своеобразным оформлением фасада: извивающиеся, текучие линии карниза, изящный декор, невесомость. Здание имеет условную симметрию, вход в здание был с угла. Над входом в здание, на уровне третьего этажа возвышались две опоры, на которых восседали два орла и держали в клювах вывеску с названием фирмы. Сейчас модернистский верх не сохранился, здание было достроено, в том же виде сохранились лишь нижняя часть здания с характерными оконными проемами. Остальные каменные здания, построенные в стиле модерн, сохранились до сих пор почти без всяких изменений, и таких зданий гораздо больше. Так в стиле модерн была построена аптека (ул. Пушкинская, 16), интересно, что и до этого на этом месте было здание аптеки, построенное для нее специально. В конце прошлого ХIХ века здесь находилось одноэтажное здание с мезонином каменное здание аптеки, оно имело симметрическую композицию. К входу в высокий первый этаж, расположенному в центре фасада, вело до 2 метров высотой каменное распашное крыльцо, облеченное полуциркульной аркой и кованным металлическим ограждением. В 1910-м году на месте этого здания был построен двухэтажный каменный доходный дом, также с аптекой, размещенной на первом этаже. Дом является образцом использования фасадной композиции скульптурно-лепного декора в стиле классического модерна. Здание «Облаптекоуправления» на улице Златоустовской (Р. Люксембург, 34), очень примечательно своеобразной наружной отделкой гранитом и керамическими плитками. Некоторая ассимметрия в композиции здания, необычные формы окон, башенки на крыше, разнообразные витые узоры решеток на балконах также доказывают принадлежность этого здания к стилю модерн. Образцом особняков модернистского стиля считается одноэтажное каменное здание на Вознесенском проспекте (ул. Карла Либкнехта, 32). Средняя часть здания с широким окном, разделенная на всю высоту стен пилястрами, чуть выше других, фланирующих объемов. Тройное окно в верхней своей части имеет лучковое очертание. Венчает среднюю часть парапет сложного модернистского рисунка. Архитектурная композиция здания, в целом, несимметричная. Позднее справа к этому зданию был сделан, пристрой, но модернистский стиль здания сохранился. После революции здесь был расположен музей молодежных движений, сейчас там проходят всевозможные выставки и презентации. На Вознесенском проспекте можно найти еще одно здание, принадлежащее стилю модерн (ул. К. Либкнехта, 33). Это трехэтажное каменное оштукатуренное здание, построенное где-то на рубеже ХIХ-ХХ веков. В целом симметричное, но несимметрично в деталях решение фасада с чуть выступающими боковыми ризалитами, возвышающимися над карнизом здания. Средняя, всего на пять окон, часть здания разбита на этажи горизонтальными тягами. Точных сведений о времени постройки этого здания и архитекторе найти не удалось, но принадлежность этого здания к стилю модерн неоспорима. В качестве еще одного модернистского стиля можно пристрой к школе-гимназии № 9, которая находится на Главном проспекте. Пристрой выходит своим фасадом к реке Исеть на набережную Рабочей молодежи. Сейчас внутри этого здания располагается спортивный зал школы, и, конечно, только по внешнему виду здания можно определить архитектурный стиль постройки (арх. Бабыкин). Описывая как в нашем городе представлен модерн, нельзя не назвать каменный особняк на улице Вайнера, 38, который выделяется своей модернистской лепниной, впрочем, несколько аляповатой, но зато в декоре этого здания можно увидеть разнообразие растительных мотивов, используемых в модерне. В Екатеринбурге есть образцы не только раннего модерна, но и позднего, так называемого рационального, отказавшегося от декоративных моментов в пользу простоты и функциональности. К таким зданиям можно отнести угловой дом на улице Тургенева, 22 (здание бывшей хромолитографии) и особняк по улице Вайнера, 11 (сейчас там располагается картинная галерея). Этот особняк имеет очень интересную историю, что только не размещалось под его крышей. Надо сказать, что строилось оно не для картинной галереи, это был заказ купца Бардыгина на постройку особняка архитектору К.Т. Бабыкину. Особняк был построен в 1913-14 гг., внизу место было отведено для магазина, а наверху располагались жилые помещения самого купца и его семьи. Оно не перестраивалось, сохранило свой первоначальный облик. Это невысокое двухэтажное здание серого цвета почти лишено декора, выглядит очень просто, но изящно. Привлекает внимание необычная форма здания и интересные формы окон, а также своеобразная чугунная решетка в оформлении фасада. Заканчивая описание каменных зданий Екатеринбурга, выполненных в стиле модерн, можно сделать вывод о распространении каменного модерна в нашем городе. Как оказалось, таких зданий у нас не так уж и мало, и каждое из них интересно и заслуживает особого внимания. К сожалению, не сохранились наиболее типичные и красивые здания, принадлежащие к этому стилю. Каждая эпоха, стиль архитектуры оставляет след, напоминание потомкам о своем существовании. Однако в Екатеринбурге модерн нашел отражение не только в каменных, но и полукаменных постройках. Такой постройкой является дом № 2 по улице К. Либкхнета/Вознесенский проспект и вызывает желание разобраться в секрете его обаяния. Это здание единственное у нас в городе и своего рода уникальное, больше таких зданий нет. Местоположение дома ставило перед архитектором контрастные задачи: с одной стороны, необходимость создания композиции, оформляющей пространство площади на пересечении проспектов, а с другой - создание образа, неизбежно подчиненного активной форме римско-католической церкви, расположенной напротив. Отсюда и достаточно сдержанное решение пластического образа, в то время как модерн декларировал подчеркнутую самостоятельность в архитектурно-пространственной среде. Здание имеет оригинальную конструкцию с угловой композиционной основой и в плане представляет собой ущербный квадрат, в отсутствующей ¼ части которого естественно располагается внутренний двор. В целом, объемно-пространственная композиция утрачивает характерный для классицизма и эклектики картинно-фасадный характер. Сами по себе симметричные фасады при взгляде с площади составляли исключительную композицию, милую глазу и сердца привыкшего к классицизму екатеринбуржца. Отсутствие импозантного декора, характерно для провинциального модерна, позволяет скорее увидеть те серьезные изменения в отношении к архитектурной форме, благодаря которым внешний облик стал отражать особенности внутренней жизни здания. Строительные материалы этажей - кирпич первого и дерево второго - подчеркивают их независимое функционирование. Первый этаж из красного кирпича с перемычками над окнами из клинчатого кирпича. Деревянная часть здания отличается оконными проемами Коробовой кривизны и своеобразной Фомой здания. Здание имело угловой вход. К нему (в данное время не существующему) вел деревянный тротуар и гранитные ступени крыльца. Роль козырька выполнял декоративный балкон, тоже не сохранившийся. В нашем городе проявился также и так называемый «деревянный» модерн, объединивший формальные находки, характерные для каменных сооружений, с традициями патриархальной деревянной резьбы и плотницкого ремесла. «Сложный сплав этих разных тенденций способствовал формированию тех своеобразных образов провинциального модерна, которые поражают непосредственно и смелостью трансформации характерных для «нового стиля». В архитектуре деревянных домов, построенных в стиле модерн, наблюдается тяготение к декоративности внешних форм. Для всех них характерны искривленные рисунки деревянных окон и деревянных рам. Некоторые деревянные особняки имеют ассиметричное решение фасадов, вычурные овальные окна со сложными переплетами (например, ул. Февральской революции, 9). Для него характерно применение в облике здания окружностей со смещенными центрами (например, окружность окна и кокошника над ним), смакование каждой архитектурной детали. Аналогичными особенностями обладает и деревянный особняк, расположенный на углу улиц Февральской революции и Боевых дружин, хотя может быть, чересчур вычурных форм окон здесь нет, но ассиметричное решение фасадов на лицо. Черты модерна прослеживаются и в украшавшем здания того времени чугунном художественном литье. Так и решетка палисадника этого дома повторяет причудливые очертания оконных проемов. Это здание было построено в начале ХХ века как особняк, сейчас это административное здание. К стилю модерн также принадлежит и дом купца Агафурова (ул. Сакко и Ванцетти, 24), построенный в последней четверти ХIХ века. Несохранившиеся имена его авторов уральских резчиков, кузнецов, местных архитекторов, позаботившихся об изысканном украшении дома, - «читаются и сегодня в кованых коньках, причудливой кровле и деревянной резьбе». Дом был реставрирован в 1988 году. Завершая описание деревянных особняков, построенных в стиле модерн, следует отметить, что образцы и каменного, и деревянного модерна по-своему необычны и оригинальны. Они составляют свою страницу в истории постройки города, и это требует бережного отношения к ним при ее современной реконструкции. Многие из таких зданий сейчас реставрируются, но, к сожалению, их интерьеры в большинстве своем утрачены безвозвратно. В стиле модерн строились и важнейшие общественные здания города. Так здание нового вокзала в то время было построено в стиле модерн, но сейчас не осталось даже отдаленного напоминания о том, как тогда выглядел вокзал, после его многочисленных достроек, реконструкций и всевозможных декорировок. Интересно сложилась и судьба оперного театра, построенного в 1810-12 гг. В 1910-11гг. на конкурсе проектов нового театра победил проект А.В Семенова, выполненного в стиле модерн, однако он не смог лично заниматься строительством, так как жил в другом городе и приехать не смог. Поэтому сооружение этого здания по его проекту поручили молодому и подающему надежду архитектору К.П. Бабыкину, который свои первые здания строил в стиле модерн (ул. Вайнера, 11). Но к этому времени он уже начал отходить от «чистого» модерна и стал все чаще обращаться к классике. Поэтому он ввел рабочее проектирование и осуществлял проект, но в детализации здания проявилась классика. Имеются разные мнения об архитектурно-стилевой принадлежности этого здания, но, по-нашему мнению, более правильным было бы отнести его к эклектическому стилю, так как здесь проявились и черты модерна, и классические черты. К.Т. Бабыкиным при участии архитекторов Г.П. Валеннова и Е.Н. Кроткова было построено еще одно здание, которое сочетало в себе черты разных архитектурных стилей. Это здание делового клуба (ныне филармония) было начато еще до революции, а закончено в 1927 году. В этом здании уже проявилось конструктивистское направление, но можно выделить и черты, характерные для модерна его внешние пластические формы носят явно декоративный характер. Таким образом, мы убедились, что модерн в Екатеринбурге достаточно разнообразно представлен, но наиболее своеобразным для нашего города является «деревянный модерн». В качестве основных особенностей Екатеринбургского модерна можно назвать самостоятельность каждого здания относительно окружающих построек и отсутствие импозантного декора. В заключение, хотелось бы привести слова Шарля Блана, которые выражают сущность модерна: «Архитектура... - это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят».
|