![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политика Р.Ф. в области информационной безопасности
В государстве должна проводиться единая политика в области безопасности информационных технологий. В Российской Федерации вопросы информационной безопасности и защиты информации обеспечиваются соблюдением указов Президента, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Гостехкомиссии России и других нормативных документов. Основой для формирования государственной политики в сфере информационной безопасности является «Доктрина информационной безопасности Р.Ф.» утвержденная Президентом Р.Ф. 9 сентября 2000 года. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Настоящая Доктрина служит основой для: · формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; · подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; · разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере. Основные положения «Доктрины информационной безопасности. 1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. 2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды: · угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; · угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; · угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; · угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. 3. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся: деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере. К внутренним источникам относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; Угрозы информационной безопасности Российской Федерации по их общей направленности подразделяются на: · угрозы конституционным правам и свободам граждан, реализуемым в информационной сфере; · угрозы духовной жизни общества; · угрозы информационной инфраструктуре; · угрозы информационным ресурсам. Угрозы конституционным правам и свободам граждан, реализуемым в информационной сфере, проявляются в виде: · издания органами государственной власти нормативно-правовых актов, других нормативных документов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности; · отсутствия нормативных актов, конкретизирующих порядок реализации существующих правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере; · противодействия со стороны организаций и криминальных структур реализации гражданами своих конституционных прав, и свобод, а также неэффективного правоприменения существующей в этой области нормативно- правовой базы; · противоправного применения средств воздействия на подсознание граждан; · невыполнения органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в информационной сфере. Угрозы информационной инфраструктуре проявляются в виде: · нарушения адресности и своевременности информационного обмена, противозаконного сбора и использования информации; · нарушения технологии обработки информации; · внедрения в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия; · разработки и распространения программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; · уничтожения, повреждения, радиоэлектронного подавления или разрушения средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; Угрозы информационным ресурсам реализуются в виде: · деятельности космических, воздушных, морских и наземных технических средств разведки иностранных государств; · осуществления несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправного использования; · хищения информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных; · нарушения законных ограничений на распространение информационных ресурсов ограниченного доступа. Следствием реализации угроз могут явиться нанесение существенного экономического ущерба, снижение темпов научно-технического развития страны, подрыв ее оборонного потенциала, утрата культурного наследия, проявление бездуховности и безнравственности, а также нанесение физического, материального и морального ущерба гражданам.
|