![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Авторитет родителей
И мать и отец выполняют специфические функции, необходимые для нормального развития детей, для их дальнейших установок и представлений, для всей жизни детей. Часто образ матери в жизни ребенка связан с нежностью, лаской, добротой. Отец обычно олицетворяет собой мужество, требовательность, душевную стойкость, принципиальность. Соединенные в характере ребенка, эти качества дают личность сильную и цельную. Среди многих вопросов семейного воспитания А.С. Макаренко особое внимание уделял авторитету родителей и дал классификацию его видов. Он говорил, что смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность. Родителям, которые пользуются авторитетом у своих детей легче воспитывать. Необходимость авторитета родителей обусловлена объективными закономерностями формирования личности ребенка: · благодаря общению, ребенок превращается в полноценного человека, · наиболее характерной особенностью психики детей является способность к подражанию, стремление иметь перед собой образец поведения. Общение с родителями – условие нормального развития ребенка. Ребенок, который может поделиться с родителями своими сомнениями, чувствами, растет уравновешенным, уверенным в собственных силах. Если же он не встречает внимания с их стороны, то это приводит к поискам заинтересованного лица на стороне. Потребность в авторитете особенно велика у детей подросткового возраста. Как известно, в этом возрасте на нравственное развитие человека заметно оказывают влияние авторитеты, мнения и оценки сверстников. Но в решении жизненно важных вопросов подростки и юноши чаще ориентируются на мнение родителей. Но некоторые из них недооценивают своего влияния на детей. Это подтверждают результаты некоторых исследований, установивших тенденцию снижения престижа родителей в семейном воспитании. В результате дети подвергаются влиянию «авторитетов со стороны», с улицы. И нередко нормы морали, жизненные принципы, усвоенные на улице, оказываются сильнее семейных принципов и норм. Виды авторитета. В различных семья представления о родительском авторитете свое, далекое от правильного. «Авторитет – это не талант, а хорошо организованное и трудное дело» А.С. Макаренко Многие родители цель авторитета видят в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такое послушание облегчает жизнь родителей, но не бывает вечным. А если оно длительно, то результаты его не всегда радостны. Дети вырастают слабовольными, неспособными разобраться в сложностях жизни, принять самостоятельные решения. Это ложный авторитет. Его виды: · подавление, · чванство, · авторитет красоты, · авторитет доброты, авторитет любви и т.д. Подавление присуще, как правило, отцам. Главное – это страх, в котором отец держит семью. Такой авторитет воспитывает трусость, лживость и одновременно жестокость. Потребность поучать, не учитывая происходящие изменения в развитии ребенка, считать себя последней инстанцией в решении всех вопросов, а при случае и физически наказать – характерные особенности ложного авторитета. Ложный авторитет не всегда ставит своей целью беспрекословное подчинение детей воле родителей. В последние годы, в связи с молодетностью семей, широкое распространение получили авторитеты доброты и любви. Они основаны на постоянной уступчивости родителей. В таких семьях ребенок начинает командовать родителями, превращаясь в эгоиста и деспота. От чего страдают не только все окружающие, но и, в первую очередь, - он сам, так как окружающие не будут с ним столь же терпимы и услужливы. Авторитет, во многом, подкрепляется доверием родителей своим детям, когда ребенок участвует в жизни взрослых, когда с ним обсуждают собственные проблемы, казалось бы не касающиеся самого ребенка. Большое значение в организации семейного авторитета имеет нравственная атмосфера в семье, характер отношений между отцом и матерью. Отношения между родителями, тон и характер разговоров между ними, способы решения семейных проблем и конфликтов служат ориентиром в последующей жизни ребенка. Чаще всего, этот опыт переносится впоследствии и в собственную семейную практику. Важным условие создания авторитета являются хорошие отношения между родителями и детьми, которые можно определить по стремлению детей быть рядом с родителями, делиться с ними, совместно выполнять определенную деятельность. Такое отношение к родителям возникает лишь тогда, когда они умеют уважать право детей на самостоятельные суждения и поступки, понимать душевное состояние сына или дочери, верить в умственные и нравственные силы ребенка. Очень важно стремление родителей помочь ребенку в трудной ситуации, избегая назиданий и упреков. Умение поставить себя на место ребенка, понять его мотивы, его радости и огорчения, воздействовать на него, не унижая его достоинства, - все это во многом способствует прочности родительского авторитета.
|