Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аристотелевское учение о категорияхСтр 1 из 4Следующая ⇒
Краткий исторический очерк философской рефлексии категорий Аристотель первым осознал, что категории изучаются философией и входят в ее предмет. Осознанное выделение категорий для изучения начинается с работы Аристотеля «Категории». В четвертой главе этого сочинения формулируется принципиальная идея категорий: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или " сколько", или " какое", или " по отношению к чему-то", или " где", или " когда", или " находится в каком-то положении", или " обладать", или " действовать", или " претерпевать"» [Аристотель. Категории //Аристотель. Соч. в 4-х томах, т.2. – М., 1978. – С. 55]. Аристотель примерами поясняет каждое " сказанное без какой-либо связи": " сущность, коротко говоря – это, например, человек, лошадь; " сколько" – это, например, длиною в два локтя, в три локтя; " какое" – например, белое, умеющее читать; " по отношению к чему-то" – например, двойное, половинное, большее; " где" – например, в Лицее, на площади"; " когда" – например, вчера, в прошлом году; " находиться в каком-то положении" – например, лежит, сидит; " обладать" – например, обут, вооружен, " действовать" – например, режет, жжет; " претерпевать" – например, его режут, жгут" (там же). Комментаторы " Категорий" считают, что Аристотель дал список из 10 категорий, указал на 10 способов описать сущее. Выделяя категории, Аристотель стремился раскрыть не один род, а целую систему высших родов бытия, которым соответствуют и понятия каждого из этих родов − все возможные типы осмысления действительности. Эти высшие роды бытия Аристотель назвал «категориями», то есть основными родами «сказывания» о сущем. Платон до Аристотеля выделил 5 основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Они трактовались им как вытекающие друг из друга и не рассматривались как отражение бытия. Но без них было немыслимо ни бытие, ни само мышление. По Аристотелю бытие – все, что предстоит чувствам и мышлению. Но философия исследует не отдельные области бытия, а начала и причины всего сущего, поскольку оно берется как сущее [Метафизика]. Знание о вещи достигается в знании того, в чем сущность этой вещи. Сущность – «первое со всех точек зрения: и по понятию, и по знанию и по времени» [Метафизика]. Поэтому Аристотель выделил десять родов существующего, один из которых " сущност ь" − субстанция, а остальные девять − акциденции: качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание. Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родов сущего высшие, то " всякая вещь непременно должна найти место в одном из этих родов" (Боэций). Обыденные аристотелевские " какой", " сколько", " где", " когда" в последствии заменили философскими терминами " качество", " количество", " пространство", " время". Однако исследователи считают, что по вопросу о числе основных категорий, их последовательности или порядке у Аристотеля нет четкого вывода. Так, в «Метафизике» Аристотелем рассматриваются три основные категории: сущность, состояние и отношение. Но чаще в исследовательской литературе с трудами Аристотеля связывают 10 таких категорий: 1) сущность (субстанция), 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) состояние (обладание), 9) действование (действие), 10) страдание. В аристотелевской идее категорий можно выделить два аспекта − онтологический и логический. Категории характеризуют как бытие, так и мысли или способы высказываний о нем, т.к. для него характерно представление о " естественном" соответствии разума вещам. А.М.Боэций (V-VI в.) указывал, что Аристотель написал о категориях " с той целью, чтобы посредством родовых обозначений сделать доступным пониманию бесконечное многообразие вещей, неохватное /само по себе/ для знания. А. Лосев в статье «Категории» (Философская энциклопедия в 5-ти т.т. – Т.2. – М.: СЭ, 1962. – С.472-474) определяет их как «основные и наиболее общие понятия наук, особенно логики, – как обобщенные, отвлеченные понятия». У Аристотеля же больше присутствует оттенок того смысла, что категории позволяют сделать предмет содержанием понятия – как бы «опонятить» его. Он понят, выражен понятием, мыслится благодаря категории. Итак, через категории бытие дается мышлению, выражается мышлением – осмысливается. Следовательно, учение о категориях вытекает из решения Аристотелем проблемы сущего и сущности – как они даны в бытии и в мысли, в знании, познании. Поэтому в аристотелевском понимании возможно дать такое определение категорий: ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, ПОНЯТЫЕ, т.е. ВЫРАЖЕННЫЕ ПОНЯТИЕМ. В. Асмус (в кн.: «Античная философия») так пишет о категориях в трактовке Аристотеля: «КАТЕГОРИИ – ОСНОВНЫЕ РОДЫ ИЛИ РАЗРЯДЫ БЫТИЯ И СООТВЕТСТВЕННО ОСНОВНЫЕ РОДЫ ПОНЯТИЙ О БЫТИИ, ЕГО СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ». Самим же Аристотелем определения не дано, констатирует Асмус. Аристотелевское наследие послужило для средневековой мысли исходным пунктом анализа так называемых универсалий. Разработке этой проблемы посвящены работы Боэция, Абеляра, Кузанского. В них рассматриваются взаимоотношения таких понятий как вид и род, общее и отдельное, время и вечность, пространство и бесконечность и др. Однако, принципиальный вопрос о природе категорий в это время практически не обсуждался. Список из 10 категорий не исчерпывается теми, которые выделил Аристотель. В ходе дальнейшего осмысления категорий их перечень изменялся. Стандартный список категорий, который сложился к новому времени, включает множество понятий, которых нет в первичном аристотелевском списке. Но почти все они рассмотрены Аристотелем в " Метафизике" и других его работах. Система категорий у Аристотеля. Аристотелем намечена также системность, связь категорий, выраженных логическими понятиями или связками понятий. Так, с категорией «количество» связаны величина, дискретность (прерывистость) и непрерывность. Различение величин по существованию и последовательности – пространство и время. При разработке категории «качество» различаются возможность и действительность, возможность деятельности и способность к ней; если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство – активность. Состояние – частный случай свойства. Страдательные свойства – способность восприимчивости. Четвертый вид «качества» – «форма» (образ, очертание, фигура) предмета, его определенность. Качественные определения могут быть и отношениями – относительность определения, например, более белое или менее белое. Отношение – это родовое понятие для математических отношений, отношений производящего к производимому (изделию, например), меры – к измеряемому, познания – к предмету познания. Эти отношения могут также быть активны и пассивны.
|