![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.
Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа и т.д.). Высокий «+», средний «±», низкий «-». Методика «Классификация по заданному принципу» Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям (" Посуда", " Мебель", " Игрушки", и т.д.). Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике. Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы». Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол. Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом». Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. Группы разложены без ошибок: «+» Правильно разложены 3 группы: «±» Ошибки более, чем в 3 группах «-»
Методика «Разрезные картинки». Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления, выявление особенности развития операции сравнения. Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различным углом. Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не комментируется. Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее». Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. Обе картинки собраны правильно «+» Только одна сложена верно «±» Обе картинки собраны неправильно «-» Методика «Назови одним словом» Цель: определение уровня развития операции обобщения Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно. 1. Троллейбус, автобус, трамвай - 2. Шкаф, тумбочка, кровать - 3. Волк, медведь, заяц - 4. Синий, красный, зелёный - 5. Каша, хлеб, конфеты - 6. Роза, гвоздика, ландыш – 7. Дуб, береза, липа – 8. Сыроежка, мухомор, подберезовик – 9. Сом, карась, окунь – 10. Капуста, картошка, лук – 11. Ручка, карандаш, фломастер – 12. Рука, нога, голова - Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»: Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 12. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения: I уровень – 13 баллов –высокий II уровень – 11-13 - средний III уровень – 7-11 - низкий IV уровень – менее 7 – очень низкий Методика «Анализ образца» Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез. Оборудование: спички, образец человечка, сложенного из спичек. Проведение: На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из спичек. Внимание ребенка на особенности образца не обращается. После выполнения задания экспериментатор открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с тем, что получилось. В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. При неполном исправлении ошибок, проверяющий может задавать ему наводящие вопросы. Обработка: Оценивается правильность сложенной фигурки, учитываю то, в какую сторону повернуты головки спичек. Образец воспроизведен точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их - высокий уровень «+». Образец воспроизведен с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксирует внимание на особенностях образца – средний уровень «±» Образец воспроизведен с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при активной помощи взрослого – низкий уровень «-».
Вывод: Я провела диагностику на определение одарённости детей в подготовительной группе. Одарённых детей я не выявила. Дети с высоким уровнем развития.
Заключение. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками. А при необходимости - указание путей обращения в школьные заведения, работающие с одаренными детьми. Следует помнить, что как бы не был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребёнка, в дошкольном возрасте его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Одарённость по – прежнему остаётся загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одарённых детях – это забота развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.
М, Б, В работе были приведены ряд исследований. В целом получились не плохие результаты. Исследования показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети описанные в ученой литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.
зАКЛЮЧЕНИЕ Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.
Литература. 1. Рабочая концепция одаренности.//Психологическая школа. [Электронный ресурс]: https://dob.1september.ru/articlef.php? ID=200501015 2. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.45-51. 3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский – СПб: Союз, 1997год.
Заключение В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума. Януш Корчак создал образовательную среду, ориентированную на самостоятельность и развитие инициативы каждого ребенка. Он считал, что естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития [12, с.61].. Развитию интеллектуальной сферы школьника (эмпирического и теоретического мышления) посвящены работы В.В. Давыдова по развивающему обучению. Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение ребенка к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии [3, с.37]. Говоря о способностях и их развитии, следует помнить, что именно они выступают проявлениями личности. Если ребенок свободен в самореализации, в творчестве, то мы видим раскрытие способностей. При этом одаренность может органично вписаться в школьный коллектив, определяя его образ жизни, стиль поведения и взаимодействия с внешним миром. Но встречается одаренность как проблема, являющая сложные социально-психологические и внутриличностные противоречия и комплексы. На помощь в этом случае могут и должны прийти школьный психолог, знания и опыт педагога, труды отечественных и зарубежных ученых по работе с одаренными детьми. И тогда одаренный ребенок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему природой, проявляет самоуважение, живет в ладу с внешним миром, не создает своей «гениальностью» проблем в семье, приспосабливается к образовательному и информационному пространству, извлекая для себя максимум пользы, и активно развивается, прибегая к саморазвитию, консультациям и помощи учителя.
|