![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии социальной работы с ВИЧ-инфицированными.⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Для решения проблем ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, их ближайшего окружения требуется своеобразный подход к проведению социальной работы. Социальная работа предусматривает создание оптимальных социальных условий жизнедеятельности, позволяющих больному лучше адаптироваться в социальной среде (средой может выступать как ближайшее окружение, так и общество в целом), почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда проблем. Существуют различные и методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними такие как информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, психологическая поддержка, реабилитация и др. [30, с 219]. Рассмотрим их более подробно и опишем методы социальной работы, реализуемые для решения проблем ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних.Первый этап социальной работы начинается с беседы с ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним, либо с членами семьи о характере заболевания, необходимости длительного изнурительного лечения, требующего изменения привычного образа жизни. Следующий этап социальной работы - создание психологического комфорта для больного и его родственников с момента начала лечения. Обсуждается возможность и целесообразность информирования о случившемся родственников, друзей, знакомых. Вопросы психосоциального характера предусматривают умение общаться с пациентом и его семьёй после сообщения им о наличии заболевания. На сегодняшний день такая работа осуществляется медицинским персоналом, но она не всегда эффективна, так как требует использования психологических методов.Профилактическая медико-социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними подразделяется на два вида: Первичной профилактики -- предупреждение развития у несовершеннолетих ВИЧ-инфекции, т.е. формирование представлений о здоровом образе жиизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Первичную профилактику обязаны проводить образовательные учреждения в которых обучаются несовершеннолетние. Естесственно, на данном этапе о первичной профилактике идти речь не может, так как она бесполезна при уже имеющейся проблеме - положительном ВИЧ-статусе. А вот вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий. Важное место в социальной работе с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними занимает консультирование. Это метод социальной работы, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту изучить и понять существующие проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для их решения [16]. Консультирование как технологический способ решения социальных задач - это процедура, используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации ВИЧ-инфицированных, а также их семей путём советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией. В практике социальной работы с ВИЧ-инфицированными используется несколько типов консультирования, а именно: · общее консультирование ВИЧ-инфицированных; · специальное консультирование ВИЧ-инфицированных по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений; · обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений [26, с.197].Очень важно работать не только с самим ВИЧ-инфицированным, но и с его ближайшим окружением - семьёй. Особо важное значение имеет работа по психологической реабилитации родственников ВИЧ-инфицированных пациентов. Именно этот контингент определяет реальное микросоциальное окружение больного, психологический климат, в котором может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в формировании состояния хронического стресса у ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего [14, с.46].Благоприятная социально-бытовая среда в семье позволит вирусоносителю лучше адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, к новому статусу. Для её создания необходимо проводить санитарно-гигиеническое просвещение, направленное на разъяснение заболевания, способов предупреждения заражения, последствиях; психотренинговую работу по приобретению навыков общения, взаимодействия с вирусоносителем, необходимо прибегнуть к программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, её функциональных связей. Такой уровень социальной работы ориентирован на стабилизацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи и окружающих. Также на этом этапе социальная работа изучает особенности семьи, группы людей, степень и направленность влияния микросреды на ВИЧ-инфицированного. Согласно Закону, хоть ВИЧ-инфекция и является инфекционным заболеванием, но она не передается ни бытовым, ни воздушно-капельным путями, поэтому ВИЧ не представляет в быту и при обычных контактах опасности даже для близко общающихся людей. А значит, ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние в быту никакой опасности для окружающих не представляют, и дискриминация их только на основании поставленного им диагноза - полное нарушение их прав и свобод.В рамках социально-психологического направления социальной поддержки ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних могут быть также организованы группы поддержки. В такой группе инфицированные или члены их семей могут обсудить свои чувства и проблемы, принять факт наличия ВИЧ у себя или близкого человека и найти ресурсы для поддержки и решения проблем. Главная особенность группы поддержки - единый лидер, оплачиваемый сотрудник образовательного учреждения: психолог либо социальный работник, который может быть как ВИЧ-отрицательным, так и ВИЧ-положительным. Такие группы обычно не имеют членства или ограничений по количеству. Правила группы либо полностью определяются специалистами, либо решение о них принимается совместно с участниками группы. Участники группы могут обмениваться опытом в решении проблем, понять, что их ситуация и проблемы не уникальны, получить необходимые социальные навыки (например, научиться свободно говорить о своей ВИЧ-инфекции). В большинстве случаев участники группы сотрудничают со специалистами разных профилей, проводя открытые встречи, принимая участие в исследованиях по оценке потребностей в фокус-группах и в других мероприятиях. Специалисты организации могут консультировать членов группы поддержки, обучать коммуникативным навыкам, снимать тревогу, стресс, психологическую напряженность.Наряду с групповыми формами социальной поддержки ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним и членам их семей могут осуществляться другие виды психологической помощи, такие как психологическое консультирование (очное или по телефону), индивидуальная, групповая или семейная психотерапия. Таким образом, социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними представляет собой деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи больному, семье, ближайшему окружению. При этом используются такие её методы как: информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, патронаж, психологическая поддержка др., ориентирующая нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению возникших проблем и способствующих им в этом. Для более эффективного решения этой социальной проблемы необходим комплексный подход в социальной работе. 64 Технологии социальной работы с сиротами и беспризорными детьми. Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” использует несколько понятий детей-сирот. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития. В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида: 1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи). 2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.). Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому. 1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя: — проведение социальных консультаций; — проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях; — выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; — социальная диагностика; — помощь мигрантам в получении пенсий и пособий; — содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи; — выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей; — профилактика девиантного поведения; — организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов; — профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья); — профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты); — содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций; — взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам. 2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации): — информирование мигрантов о деятельности социальных служб; — сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения; — информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей; — содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции. 3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения): — психологическое консультирование; — психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; — психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса; — психопрофилактика стресса; — проведение психологических тренингов с мигрантами; — обучение аутотренингам и психологической саморегуляции; — психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов; — психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности. 4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка): — проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей; — социально-педагогическая работа с детьми и подростками; — специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам; — социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении; — контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов; — профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов; — профилактика девиантного поведения; — проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях. 5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами): — защита прав мигрантов; — предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях; — социально-правовое консультирование. 6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения): — медико-социальное консультирование; — оказание доврачебной медицинской помощи; — содействие в проведении диспансеризации мигрантов; — контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены; — помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание); — выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций; — социально-психиатрическая диагностика и помощь; — оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств; — при необходимости выделение финансовой помощи на лечение; — направление в специализированные медицинские учреждения; — контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов. 7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд): — предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации. 8. Социально-экономическое направление: — консультирование по социально-экономическим вопросам; — предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности; — содействие в повышении доходов. 9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями): — предоставление продуктовой помощи; — предоставление вещевой помощи; — предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.). 10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости): — оказание содействия в получении основной и дополнительной работы; — оказание содействия в открытии собственного дела; — консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации; — помощь в профессиональной подготовке и переподготовке. В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач: — связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности; — организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов; — организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам; — содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов; — связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов; — разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов; — организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.); — подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами; — выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам; — проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы; — социальная реклама федеральной и местной миграционной политики; — организация деятельности службы по связям с общественностью («public relations»); — разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи; — разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов; — разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов; — организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи. Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
|