![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в товарной структуре мировой торговли и их причины.
1. До 2-й Мировой войны на минеральное сырье и топливо приходилась примерно ¼ мирового товарооборота, в 1980-1990-е гг. – около 13%, в 2013 г. 21, 8%. Причины сокращения: 1) применение ресурсосберегающих технологий снизило относительные потребности в топливе и минеральном сырье, 2) все страны стремятся вывозить на мировой рынок не сырье, а готовую продукцию: экспорт сырья – это экспорт рабочих мест, 3) в результате энергетического кризиса 1973 г. нефть и минеральное сырье резко подорожали, добыча угля в развитых странах снова стала рентабельной, 4) прирост запасов в развитых странах в результате геологоразведочных работ, 5) перенос ТНК ресурсоемких и грязных производств из развитых стран на периферию мирового хозяйства, 6) колебания цен. 2. Доля аграрного сырья и продовольствия д о Второй мировой войны – около ¼ мирового экспорта. В 1980-1990-е гг. снизилась в два раза (до 12%), в 2013 г. – 9, 5%. Причины: 1) выросла эффективность сельского хозяйства в развитых странах, повысилась самообеспеченность развитых стран продовольствием, 2) с ростом доходов населения снизились относительные затраты на продовольствие в структуре его расходов, 3) во многих развивающихся странах растет население, а сельское хозяйство остается отсталым, сокращаются экспортные возможности развивающихся стран. 3.Существенно выросла доля готовой продукции и полуфабрикатов (в 2013 г. -64, 7% мирового экспорта), особенно технически сложной продукции машиностроения (32, 4% мирового экспорта в 2013 г.). Причины: 1) НТР, 2) рост доходов населения, 3) углубление МРТ и появление новых форм специализации, 4) деятельность ТНК 4. К 1970-м гг. ХХ в. сформировался новый динамичный сектор мирового рынка – рынок услуг. В 2013 г. экспорт услуг составил 4645 млрд.долл. В 2013 г. доля услуг в совокупной мировой торговле составила 25, 4%. Ожидается, что к сер. ХХI в. будет 50%. В экспорте услуг 1-е место занимает международный туризм (в 2013 г. – 1, 087 млрд. чел.), 2-е –транспортные услуги, но более половины приходится на «другие коммерческие услуги», куда входят информационные, телекоммуникационные, страховые, финансовые и прочие современные виды услуг). Причины: 1) рост мировой товарной торговли вызвал рост торговли сопутствующими услугами, 2) НТР привела к появлению множества новых видов услуг и сделала возможной модернизацию традиционных, 3) переход на постиндустриальную стадию развития, рост доходов населения 5. К 70-м гг. ХХ в. сложился мировой рынок технологий. Технология обращается на мировом рынке в 3-х формах: 1) в овеществленном виде (машины, оборудование, потребительские товары), 2) в виде формализованной информации (документация, патенты, лицензии), 3) в виде знаний, навыков, производственного, технологического, управленческого опыта специалистов Мировой рынок технологий правомерно отождествлять с рынком лицензий. В 2013 г. его объем составил 310 млрд.долл. (+6% по сравнению с 2012 г.). Ведущая роль в экспорте – у США (43, 1% в 2012 г.) и ЕС (34, 3%) 27. Особенности международной торговли услугами. Услуги-важнейший сектор национальной экономики: § Более 600 видов различных услуг § В развитых странах в сфере услуг производится более 2/3 ВВП, занято более ¾ ЭАН, осуществляется около 2/3 всех инвестиций, включая иностранные. § В СССР в третичном секторе было занято не более 1/3 работников, в России в нем занято около 60% ЭАН, производится около 55% ВВП. Даже в самых слаборазвитых странах на долю услуг приходится не менее 30% ВВП. Услуги-это тоже товар, но товар особого рода. Отличия от обычных товаров: § невидимость, неосязаемость большинства услуг, § невозможность хранения и транспортировки, § неотделимость от источника, § непостоянство качества. Международная торговля услугами в 2013г. § В торговле услугами наблюдается высокая динамика: За 2012 г. торговля услугами выросла на 11% и достигла 4, 0 трлн. долл., в 2013 г. – 4, 6 трлн. § Ее доля в совокупном мировом экспорте товаров и услуг снизилась в 2011 г. до 18, 6% (самый низкий показатель с 1990 г.), а затем стала расти и достигла 25, 4% в 2013 г. Основными экспортерами услуг выступают развитые страны(2013): США(14, 3%-доля в экспорте), Великобритания и Германия(по 6, 3%), а Россия занимает 21 место(1, 4%). Они же являются и основными импортерами: США(9, 8%), Китай(7, 5%), Германия(7, 2%), а Россия занимает 10 место(2, 8%). Субъектами экспорта и импорта выступают преимущественно транснациональные корпорации, часть из них-это компании, которые заняты именно в сфере услуг(основное направление их деятельности), другая часть-это компании, занятые в промышленности, которые диверсифицируют свою деятельность и также торгуют услугами. Услуги как товар особого рода поставляются на внешний рынок четырьмя способами, при этом в основном учитываются трансграничные поставки, в то время, как бо'льшая часть услуг поставляется тремя другими способами. Способы поставки услуг за границу в соответствии с ГАТС: § Трансграничная поставка § Потребление за рубежом § Коммерческое присутствие § Присутствие физических лиц-поставщиков услуг В сфере торговли услугами гораздо больше проявляет себя протекционизм, т.к это очень чувствительная сфера с разных точек зрения для любой страны. Например, целые отрасли услуг недоступны для иностранных поставщиков и иностранных граждан (внутренние авиаперевозки, сфера рекламы, некоторые профессиональные услуги, как юридические).
|