Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Беларуси второй половины 19-начала 20 века






В начале 20 века количество жителей Беларуси значительно возросло. Продолжает формироваться язык белорусской нации. Появляются новые слова, термины, на основе разговорной народной речи формировался белорусский язык. Источником её развития стало устное народное творчество. Белорусский литературный язык развивался в основном кА язык художественной литературы. Отсутствовала нормативная грамматика. (она появилась в 1918 году, Бранислав Тарашкевич, «Белорусская грамматика для школ»).

Профессиональное искусство развивалось слабо. Главная сфера – народное искусство (фольклор, народный театр с элементами батлейка, народные танцы, например, «Лянок», «Бульба» и др., вышивка, плетение из сломки, пояса и т.д.).

Со второй половины 19 века начинается широкое изучение Беларуси, её истории, культуры, языка. Работы Ивана Носовича, Ефима Карского, Романова утвердили факт существования самостоятельного белорусского этноса. Начала развиваться художественная литература и публицистика на белорусском языке. Появляются национальные отличия в музыке, изобразительном и театральном искусстве. Вместе с тем продолжало чувствоваться сильное влияние русского искусства. Ведущее направление того времени – реализм. Но в искусстве Беларуси также наблюдаются элементы импрессионизма и модерна.

Было проведено несколько реформ в сфере образования. Большинство учебных заведений перешли в подчинение Министерству народного просвещения. После восстания 1863-64 гг. за участие в восстание студентов и преподавателей были закрыты многие учебные заведения в Беларуси: Гори-Горицкий земледельческий институт, Новогрудская и другие гимназии, польские школы и т.д. Запрещалось преподавание польского языка. В школах разговаривали только на русском языке. Начальные школы были разных типов. Существовала нехватка книг, учителей. Средне образование было привилегией зажиточных классов. Обучение было платным. Было запрещено принимать в гимназии детей поваров, прачек, кучеров и т.д. Гимназии были классические и реальные училища. В классических был упор на языки и гуманитарные предметы, выпускники имели право поступать в университет. В реальных училищах главное место отводилось техническим дисциплинам. В женских гимназиях давали общеобразовательную подготовку, выпускницы моги закончить ещё восьмой педагогический класс и работать учителем начальных классов. В Беларуси создавались ремесленные, сельскохозяйственные, музыкальные, медицинские и другие учебные учреждения. Высшего учебного заведения в Беларуси не было (не разрешали российские власти, чтобы национально-освободительное движение не развивалось). Беларусь существенно отставала от стран Западной Европы по развитию образования. Например, в 1897 году только 25-26 % людей были грамотными.

Во второй половине 19 века – новый этап в развитии бел. литературы и литературного языка. Появляются новые жанры. Самое большое значение – творчество Франтишка Богушевича. Сборники «Дудка беларусская» и другие он составил предисловия где обратился к беларусам со словами «Не пакидайте мовы беларускай, каб не умерли». Он первый из белорусских писателей обвестил существование белорусского этноса и отметил самостоятельность белорусского языка.

Новые темы принесла в бел. лит. Тётка (Алаиза Пашкевич). Её книги «Скрипка белорусская» и другие стали первыми сборниками белорусской поэзии 20 века. Тётка является одной с основателем жанра рассказа в бел. лит. Поэт-новатор Янка Купала (настоящее имя Иван Луцевич) вошёл в историю как основатель национальной школы перевода. Янка Купала вместе с Якубом Колосом (Константин Мицкевич) являются основателями белорусского литературного языка. Максим Богданович написал один единственный сборник «Венок», но сделал очень большой вклад в развитие бел. лит (стихотворение «Слуцкие ткачихи» и др.).

В этот время формируется белорусский профессиональный театр. Организовываются музыкально-драматические кружки под названием «белорусские вечеринки», там ставились пьесы, читались литературные произведения, пели песни. В 1907 году возникла Первая белорусская трупа Игната Буйницкого – профессиональный театр.

Музыкальное искусство было достаточно разнообразным. Возрос интерес к белорусской народной песне. Например, Гриневич издал «Белорусские песни с нотами». Роговский написал сюиту для симфонического оркестра. В изобразительном искусстве устанавливается стиль реализм (пришёл на смену классицизму). На смену библейским и мифологическим сюжетам пришли мотивы белорусской истории, бытовые жанры. Известные художники – Дроздович, Альхимович. Во второй половине 19 века наблюдается расцвет неготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Беларуси. Такие здания строились из красного кирпича. Например, красный костёл в Минске (костёл Сымона и Елены). После подавления восстания на Беларуси распространяется стиль русских православных церквей. Граф Муравьёв был инициатором строительства многих православных церквей на Беларуси. Также происходит становление нового стиля – модерна (характерен богатый декор, ассиметрия, переплетение линий и др.). Однако модерн на Беларуси широко не распространился.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал