Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контролируйте аудиторию во время выступления
Во время выступления практически каждый презентатор сталкивается с особенностями поведения слушателей. Хорошо, если вы можете с данными ситуациями справляться, а если нет? Например, шум в аудитории. Некоторые ораторы сразу начинают повышать свой голос, с тем, чтобы перекричать аудиторию. На самом же деле правильнее идти от шума, а не к нему. Когда аудитория шумит, профессиональный оратор начинает говорить тише. И чем тише говорите вы, тем быстрее снизится уровень шума в аудитории, ведь слушатели не хотят пропустить ваши слова. Поэтому они начнут напряженно вслушиваться в то, что вы говорите, а дальше будут усмирять тех, кто шумит. Во время вашей презентации могут произойти разные незапланированные ситуации, например, отключение света. Попросите аудиторию сохранять спокойствие, затем откройте двери, попросите кого-нибудь узнать причину, а далее действуйте по ситуации. Возможно, лучшим вариантом в данном случае будет всех отпустить и назначить время другой презентации. Во время выступления вам могут мешать так называемые " провокаторы". Среди каждой аудитории, как правило, находится один или несколько человек, которые специально будут выводить вас из себя. Их задача - заставить вас вступить с ними в пререкания. Если вы просто проигнорируете такого человека, то он может перейти к более грубым приемам, пока не добьется своей цели - привлечь внимание к себе. Поверьте, аудиторию не меньше вас раздражает такое поведение возмутителя спокойствия. Поэтому лучше всего попросить этого человека встать и представиться. А далее по ходу презентации стараться задавать ему вопросы, делая его, таким образом, главным участником выступления. Замечено, что когда такому человеку вменяется ответственность за выступление, он, как правило, не готов выполнять эту роль, и соответственно через некоторое время его пыл стихает.
14. Стили речи.
Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности. В русском языке существует пять основных стилей речи. 1. Научный стиль. 2. Публицистический стиль. 3. Официально-деловой стиль. 4. Литературно-художественный. 5. Разговорный. Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора. Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность. Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология. Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе. Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.
15. Фигуры речи.
Фигуры речи - это все используемые нами синтаксические и лексические средства, которые нужны для придания тексту яркости и выразительности. К синтаксическим относят те фигуры речи, которые используют манипуляции со словами, предложениями и знаками препинания: - инверсия (нарушение классического порядка слов). " Швейцара мимо он стрелой"; - антитеза (речевой оборот с использованием противопоставления). " У меня был черный платок, а у сестры Маши - белый"; - зевгма (использование среди однородных членов элементов, выбивающихся из общего ряда по смыслу). " Он взял три недели отдыха и билет в Ментоне"; - анафора и эпифора (прием повторения одинаковых структур в начале или конце нескольких предложений подряд). " В той долине солнце светит. В той долине счастье ждет", " Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! "; - градация (расположение элементов по степени возрастания или убывания их значимости). " Пришел, увидел, победил! "; - эллипсис (пропуск члена предложения, который подразумевается в контексте). " С вокзала он прямо сюда" (пропущен глагол); - риторические вопросы, обращения и восклицания. " А есть ли в нашей жизни смысл? ", " Приди же, весна, сюда поскорее! "; - парцелляция (разбитие предложения на части, каждая из которых оформляется в виде отдельного предложения). " И вот. Вернулся я домой. Туда. Где был я. Молодым". Лексические фигуры речи включают в себя те, в которых используется " игра" смысловыми значениями слов: - синонимы и антонимы (слова, сходные/противоположные по смысловому значению). " Красные, алые, лиловые краски", " Он весел или грустен? "; - гипербола и литота (художественное преувеличение/преуменьшение). " Весь мир застыл в ожидании", " Прелестный шпиц, не более напёрстка"; - окказионализмы (слова, впервые введенные автором). " Прикнопкай мне картинку"; - метафора (скрытое сравнение, основанное на придании одному предмету свойств другого). " Пчела из кельи восковой летит за данью полевой"; - оксюморон (сочетание взаимоисключающих по смыслу слов). " Юная бабушка, кто вы? "; - олицетворение (придание неживому предмету качеств живого). " Пришла зима, и лес уснул, чтоб пробудиться лишь с весенним солнцем"; - перифраза (замещение самого слова оценочным суждением или описанием). " Я возвращаюсь в мой любимый город на Неве"; - эпитет (образное определение). Фигуры речи иллюстрируют богатство русского языка и помогают не только выразить свое индивидуальное отношение к предмету, но и показать его с новой стороны. Они придают тексту живость и непосредственность, а также помогают выявить авторскую точку зрения. Поэтому необходимо уметь распознавать и использовать речевые фигуры, ведь без них наш язык может стать сухим и бездушным.
16. Тропы.
Тропы (греч. tropos – оборот, поворот), речевые обороты, в составе которых слово меняет прямое значение на переносное. Виды тропов: метафора – перенос характеристики с одного предмета на другой, осуществляемый на основе ассоциативно установленного тождества их отдельных признаков (т. н. перенос по сходству); метонимия – перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной логической связи (перенос по смежности); синекдоха как разновидность метонимии – перенос названия с предмета на предмет на основе их родовидового соотношения (перенос по количеству); ирония в виде антифраза или астеизма – перенос имени с предмета на предмет на основе их логического противопоставления (перенос по контрасту).
17. Типы поведения в коммуникации.
Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства. Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):
Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения. Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять. За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется. Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей. Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе. Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов. При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения. Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом. Для описания указанных стилей используются и другие названия:
Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения. Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:
Относительно последней особенности, то здесь речь идет о связи стиля общения с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов. Стиль общения имеет как объективную, так и субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека. В сфере управления на сегодня действует несколько подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов. Относительно первого подхода, то он опирается преимущественно на структуру личностно-деловых качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных структурных компонентов личностно-деловых качеств. В соответствии с данным подходом созданы две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства. Нужного эффекта можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают деловой, компанейский и кабинетный стили. В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя). Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный. Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения. В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д. В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание. Способы общения и поведение деловых людей строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинации стилей. Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.
|