Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как социальная система






Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура, с точки зрения социологии, выступает объективным фактором по отношению к различным социальным системам и личностям. В то же время люди порождают, поддерживают и изменяют те или иные части своего социального и культурного окружения, культуры данной социальной системы.

В результате культура как система норм и ценностей данной общественной подсистемы или социальной общности функционирует, развивается и изменяется, и вместе с ней меняются нормы и ценности людей. Культура порождается их материальными потребностями, интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами, практическими интересами различных социальных общностей и систем (социальных групп, социальных институтов, сфер жизнедеятельности и т.д.) и отдельных людей, входящих в их состав. Они обусловлены существующей в социальных общностях, системах и обществе в целом необходимостью познавать, осваивать и поддерживать природную и искусственно созданную людьми жизненную среду.

При таком определении понятия культуры объектом исследования становятся конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, вещей «второй природы»; устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

В культуре как социальной системе выделяются такие ее специализированные подсистемы, как производство (экономика в целом), политика, право, философия, наука, искусство, религия. Каждая из них заключает в себе определенную направленность по отношению к окружающему миру, особые виды деятельности и критерии оценок ее качества и продуктов, характерные для нее место и функции в социальной жизни.

Специализированные сферы (подсистемы) культуры различаются не только по внутреннему строению и функциям, но и в иерархическом отношении. Иными словами, для каждой из ступеней развития данного общества характерно доминирующее положение различных специализированных сфер культуры. Так, в настоящее время в обществе такое положение занимают экономическая, политическая, научная области культуры. Именно их взаимодействие и взаимовлияние определяют темпы ускорения и содержание его социально-экономического и. культурного прогресса.

С точки зрения социологии, в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описы­вает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных эле­ментов, или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике отнесем те средства, механиз­мы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее из­менение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, со­храняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз[2].

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно та­кой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемен­тами, или чертами, культуры. Они бывают двух видов — материаль­ными и нематериальными.

Совокупность первых создает особую форму культуры — матери­альную культуру. Она включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, кни­га, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выпол­няют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру, нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, зако­ны, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объек­ты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания может длиться часами, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой нематериальный объект культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия.— через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным без уча­стия материального посредника — галстука. Сам галстук является ар­тефактом.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория от­носительности, идея равенства и справедливости, традиция гостепри­имства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, напо­добие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность но­вых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекс — совокупность культурных черт, или эле­ментов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произве­ло подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и спо­соб хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и ти­тулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвяще­ние юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные ин­ституты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал