Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации финансов предприятия
Финансы предприятия - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют различные денежные фонды. Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субьекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложение денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субьекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субьектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности (налоги, начисление амортизации). Принцип самофинансирования Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях. · Принцип материальной заинтересованности — объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление. Принцип материальной ответственности — означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства. · Принцип обеспечения финансовых резервов — необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли.
2. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий На организацию финансов хозяйствующих субъектов oказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования; отраслевые технико-экономические особенности. · Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским Кодексом РФ, который внес существенные изменения в правовое положение хозяйствующих субьекта Юридическим лицом признается организация, которая имеет собственности, хозяйственном ведении или оперативном yпpaвлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, не обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть организации: преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности — коммерческие организации либо не имеющие влечение прибыли в качестве такой цели и не распределяю) полученную прибыль между участниками — некоммерческие организации. Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, могут создаваться в форме хозяйственных организаций и обществ, производственных кооперативов, государственных муниципальных предприятий. Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта, которого с экономической точки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала. Так, участники полного товарищества должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал полного товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в оговоренные в учредительном договоре сроки. При невыполнении этого правила участник обязан уплатить товариществу 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки (п. 2 ст.73ГКРФ). Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных, муниципальных предприятий формируется на базе государственного или муниципального имущества. Финансовые отношения между учредителями строятся по-разному в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования. ·На содержание финансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектов существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов. Так, в сельском хозяйстве природно-климатические условия диктуют необходимость формирования финансовых резервов в натуральной и денежной формах; природные условия (биологический цикл развития растений и животных) определяют кругооборот финансовых ресурсов и необходимость их концентрации к определенным периодам, а следовательно, необходимость привлечения заемных средств. Организации и предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потребление способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и др.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции. Особенностью отраслевой структуры основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов. Имеются и свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в запасы товарно-материальных ценностей. Все это находит свое отражение в процессе формирования финансовых ресурсов и их планировании. Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора. Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов. Новые тенденции в развитии финансового контроля в России: 1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание. 2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций. Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. И Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем демократическому государству.
|