Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уголовные санкцииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Уголовное право Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами Русской Правды. Преступление по Русской Правде определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. Преступление не отграничивается в законе от деликта. Уголовные санкции Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах. Штрафы в пользу князя · Вира — штраф за убийство свободного мужчины За простого свободного человека платилась вира в 40 гривен. За княжеского мужа, 80 гривен. Основная статья: Вира · Полувирье — штраф за убийство женщины и тяжкие увечья свободному человеку: · Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Плата пострадавшим · Головничество (ст. 5 Пространной Правды) — плата в пользу родственников убитого. Основная статья: Головничество · Плата «за обиду» — как правило, плата потерпевшему. · Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа. Поток и разграбление Основная статья: Поток и разграбление · Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее — преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению. «Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с дѣ тми на потокъ и на разграбление» (ст. 7 Пространной Правды). «аще будеть коневыи тать, выдати князю на потокъ» (ст. 35 Пространной Правды) «Аже зажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ процѣ князю поточити и. Тако же аже кто дворъ зажьжеть» (ст. 83 Пространной Правды). 3. Закон талиона по Русской Правде; чем заменен был в случае убийства в поздних редакциях Закон Талиона - принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им (" око за око, зуб за зуб"). 4. Ордалии по Русской Правде ОРДАЛИИ (позднелат. ед. ч. ordalium, от англо-саксонского ordâ l - приговор, суд) - в широком смысле то же, что " божийсуд", в более узком смысле - формы " божьего суда", сводившиеся к выявлению правоты или виновностивыступавших в суде тяжущихся сторон путем испытаний огнем и водой. Испытание огнем состояло в том, чтоиспытуемый должен был держать руки на огне, переходить через горящий костер, держать рукамираскаленное железо. При испытании водой испытуемый должен был вынуть кольцо из кипящей воды илисвязанного веревками его опускали в холодную воду. Результаты испытания служили основанием длявывода о виновности или невиновности обвиняемого. В случае, если огонь (или кипяток) не приносилобвиняемому вреда либо причинял ожоги с особыми знаками, к-рые должны были расшифровываться" сведущими людьми", его признавали невиновным; при испытании холодной водой обвиняемыйоправдывался в том случае, если он тонул (т. к. считалось, что вода, как " чистая стихия", принимает, а неотталкивает его). О. имели широкое применение у всех народов и встречались вплоть до позднегофеодализма. На Руси об испытаниях огнем и водой упоминается в Русской правде и в более поздних источн. (вплоть до 17 в.). 5. Рецепция (понятие, привести пример) 1) в физиологии - осуществляемое рецепторами восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение.2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права. Наибольшее значение имела рецепция римского права. 6. Перевет (ПСГ) Впервые упоминается о государственных преступлениях - «перевет» (измена). В Псковской летописи за 1453 г. упоминаются переветные грамоты. Покушение на преступление = окончательное преступление. Вид наказания всегда смертная казнь (даже за умысел). 7. Юрьев день (правило, закон) (26 ноября) — определенный законом срок, когда в МосковскойРуси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем " порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это былоединственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимыекрестьяне могли переходить от одного владельца к другому. 8. Первый Государь Всея Руси (имя, век, почему такое прозвание) Иван 4 грозный прямое имя Тит и Смарагд. Великий князь всея руси 1533-1575. Великий князь Московский 1577-1584. Иван Грозный был человеком бурных страстей, резким, вспыльчивым, нервным, наделенным деспотичным характером. Он обычно быстро терял самообладание, и приходил в ярость. С самой юности у него проявились две основные черты: подозрительность и жестокость. Иван Грозный не мог терпеть ни малейшего ослушания. Мстительность Ивана Грозного приводила к тому, что гибло очень много ни в чем не повинных людей. Так, вместе с боярами казнили и их слуг, дворню и даже холопов и крестьян. Именно поэтому первый царь России вошел в историю как беспощадный тиран, которого народ прозвал Грозным. Во второй половине его правления начинаются казни людей, и часто жертвами становились невиноватые и преданные люди. Иван Грозный собрал шеститысячную дружину, которая начала притеснять, убивать и бесчинствовать по отношению ко всем людям. 9. Чем Иван Грозный заменил систему кормлений Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, начатая еще при Елене Глинской. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало все, что не эксплуатировалось княжеским дворцом. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы. Первый момент ограничения кормлений в том, что центральное правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным». Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства. Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя. Эти меры можно отнести к попытке придать кормленщикам характер местных правителей в государственном смысле слова и в этом направлении изменить их судебно-административную деятельность. За ней же вводился строгий надзор, который подавлял их бесчинства. Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции. 10. Местничество (понятие, отмена) Ме́ стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве.. Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил.. В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича. 11. Первый Земский Собор (когда, состав). При Иване Грозном стали собираться первые земские соборы, прототипом которых можно считать городские советы, существовавшие в крупных городах. Они созывались московским правительством для решения наиболее значимых проблем. 12. Соборное уложение Собо́ рное уложе́ ние — свод законов Русского царства, принятый на Земском соборе 1649 года и действовавший почти 200 лет, до 1832 года. В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. Уложение содержало комплекс норм, регулирующих важнейшие отрасли государственного управления: прикрепление крестьян к земле, режим въезда и выезда из страны, вопросы, связанные со статусом вотчин и поместий. 1. Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV—XVII веков. 2. Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. 3. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное уложение 1649 года действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководствомМ. М. Сперанского, был разработан Свод законов Российской империи. Предыдущие многочисленные попытки кодифицировать законодательство, появившееся после издания Уложения, успеха не имели. 13. Понятие «преступление», пьянство – отягчающее обстоятельство в… 14. Шельмование, шпицрутены (понятия, время) орудия для телесных наказаний, представлявшие собой длинные тонкие лозы. В России введены 1701 г.Петром 1. Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX в. число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни. В России шпицрутены отменены 17 апреля 1864 года. Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов и более), за пьянство (300—500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег — 1500 ударов, второй — 2500—3000, третий — 4000—5000 ударов). 1 5Кому адресовала свой «Наказ» Екатерина II? «Наказ» Екатерины II стал основой для таких нормативных актов, как Жалованная грамота дворянству 1785 года, Жалованная грамота городам 1785 года, Устав благочиния 1782 года. Нового Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу. Однако «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно разработанный философский труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли. В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства: 1. Законов нужно совсем немного, и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной. 2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний. 3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависимости от изменившейся обстановки. 16 Новые органы власти, созданные Петром I Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа: Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган. Сената (и царя). В статусе Сената сочетались его законодательные полномочия (государь разрешал Сенату без согласования с ним самостоятельно решать неотложные дела) и его роль в качестве органа исполнительной власти. 17 Виды судов по судебной реформе 1864 г Судебная реформа 1864 г. впервые в России вводила гласный, бессословный и независимый от администрации суд, основанный на принципе состязательности сторон. Был учрежден институт следователей, адвокатура, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого. Душой судебной реформы был С.И. Зарудный, государственный деятель, возглавивший комиссию по подго-товке судебной реформы. В эту комиссию входили: Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский. Сторонником преобразований судебной системы был и министр юстиции Д.Н. Замятнин. По этой реформе страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городской думой на три года, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, собирался съезд мировых судей. Общий суд состоял из следующих инстанций: окружной суд и судебная палата. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Судебные палаты рассматривали апелляции по делам окружного суда и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов, поданные на кассацию. 18 Присяжные поверенные и присяжные заседатели Присяжный-то же, что присяжный заседатель; лицо, временно привлекаемое для участия в суде. Присяжными заседателями могли быть лица в возрасте от 25 до 70 лет. Для избирания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки. В общие списки включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, имевшие недвижимость или доход. Не подлежали включению в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. На основании общих списков составлялись списки очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал 30 очередных и 6 запасных заседателей. В заседании оставалось 12 присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (12 присяжных), так и прокурором (6 человек). Из числа неотведенных избирались 12 присяжных, из них – один старший. Гражданские дела решались без присяжных заседателей, головные дела – с их участием. Приговор, вынесенный присяжными не принимались. После решения присяжных о виновности или невиновности подсудимого состав суда (председатель и два члена) определял степень наказания или освобождения подсудимого. Присяжный поверенный — адвокат в Российской империи при окружном суде или судебной палате. Звание существовало в период с 1864 и по 1917 год. Присяжный поверенный, исключенный из числа таковых любой судебной палатой, лишался навсегда права вернуться к профессии на всей территории России. Списки исключенных из числа присяжных поверенных централизованно публиковались и регулярно рассылались по всем судебным палатам, окружным судам и съездам мировых судей. Аналогично поступали и судебные палаты, извещая суды низших инстанций об исключении того или иного лица из числа присяжных поверенных. Присяжным поверенным, принявшим эту должность, сохранились чины, полученные на прежней службе, и придворные звания. Претендующие на звание присяжного поверенного подавали заявление в совет присяжных поверенных с приложением необходимых документов. Совет рассматривал эту просьбу, затем принимал постановление о принятии кандидата или об отказе. Лицо, принятое в присяжные поверенные, получало свидетельство и после этого принимало присягу. Затем его включали в специальный список присяжных поверенных, а решение о его принятии публиковалось к всеобщему сведению. Присяжные поверенные имели право: вести гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам; получать вознаграждение за ведение дел; передавать друг другу состязательные по гражданским делам бумаги без посредничества судебных приставов и т. д. 19 Первый уголовный кодекс России – Уложение о (продолжить, год) Указом императора Николая I от 15 августа 1845 года было утверждено " Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" (но не неправительственных, ка написано у вас), введенное в действие с 1 мая 1846 года. Улоэения о наказаниях неправительственных, как написано у вас, не существует.
20 Земства (определение, год реформы, почему земств не было в Сибири) Земские органы самоуправления существовали в России с 1864 по 1918 годы Создание земского самоуправления было тесно связано с аграрной реформой - отменой крепостного права (1861). Вопрос о статусе земств вызвал споры в правительстве. Разработка реформыначалась в 1859Согласно положению 1864 года о земствах эти органы учреждались вгуберниях и уездах. Каждые три года жители уезда сослонийизбирали от 14 до 100 с лишним гласных - депутатов земского собрания.На уездных собраниях избирались гласные в губернское земство.Распорядительными органами земств являлись земские собрания. Они избиралиисполнительную власть - земские управы (трое - пятеро человек), контролировали их работу, утверждали бюджет местного самоуправления.Бюджет земств складывался в основном из налогов на недвижимость, преждевсего - на землю. При этом главная тяжесть ложилась на владение крестьян.Крупным недостатком земств была ограниченность в компетенции. Ревниво охраняя свои прерогативы, самодержавие и бюрократия поручили земству лишь хозяйственные дела.С подозрением относясь к самоуправлению, правительство оставило земскую систему незавершенной. Не было " мелкой земской единицы" • всесословного выборного органа на уровне волости. Это отрывало земства от повседневных нужд местного населения.21. Конец монархии в России, Россия стала республикой
|