Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение (дефиниция) как прием познания.






Операция определения является одной из наиболее важ­ных в процессе познания. Она связана с основной пробле­мой, определяющей роль языка как средства коммуникации и познания, а именно, — с проблемой связи выражений язы­ка с объектами, которые эти выражения должны представ­лять как знаки. Другими словами, операция определения связана с проблемой формирования предметных значений знаков языка, а вместе с этим и смысловых значений выра­жений языка. Отсюда возникает связь рассматриваемой опе­рации с тем, что обозначают в педагогике словами «понима­ние», «уяснение смысла», «сознательное усвоение учебного материала», «механическое запоминание» или злосчастная «зубрежка». Каждый, кто оглянется на свое школьное про­шлое, вспомнит, вероятно, что ни одно доказательство, ни одно опровержение не обходится без определений. Наличие определений основных терминов доказательства — необхо­димое условие его осуществления. От наличия более или ме­нее ясных определений терминов в том или ином изложении материала зависит ясность и точность этого изложения.

К сожалению, надо заметить, что в логике и эпистемоло­гии до сих пор не было точного и до сих пор нет общепри­нятого определения самого термина «определение», а это значит, не ясно, что имеется в виду под данным термином, и все разговоры в таком случае могут превратиться, по словам одного мыслителя, в «шелуху слов» вместо мыслей.

Эту операцию характеризуют обычно как операцию, по­средством которой раскрывается содержание понятия. Одна­ко, как мы видели, понятие всегда характеризуется наличием какого-то содержания. «Понятие, содержание которого не раскрыто» — это просто не понятие. А если оно уже имеет­ся, то зачем его раскрывать? При более точной трактовке определения, как приема познания, оно скорее есть способ введения понятий в науку, хотя и эта характеристика не мо­жет быть отнесена ко всем определениям вообще. Но во вся­ком случае здесь речь идет уже не об операциях с понятия­ми. Эта операция со словами, с выражениями языка. Основ­ная цель, которой она подчинена, — обеспечение точных предметных значений слов языка как знаков. Поэтому она имеет большое значение для обеспечения определенности нашего мышления в той части, которая зависит от опреде­ленности предметных значений языковых знаков. Последние определяются как раз для того, чтобы предотвратить такие ситуации, когда знаки отрываются от их предметных значе­ний, мышление лишается предметного содержания и превра­щается в пустое словотворчество. Таким образом, от опреде­лений зависит точность нашего мышления. Как метко заме­тил английский естествоиспытатель XIX века Д. Гершель: «Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определения».

• О П Р Е Д Е Л Е Н И Е есть логический способ установления или уточнения связи языкового выражения с тем, что оно обозна­чает как знак языка. Этот способ состоит в придании выраже­нию некоторого смысла (или уточнении, углублении и м е ю щ е -гося смысла), который выделяет то, что должно быть предмет­ным значением данного выражения. Выражение языка, к кото­рому относится определение, называется о п р е д е л я е м ы м. Знаковая форма, выражающая смысл придаваемый определяе­мому, называется о п р е д е л я ю щ и м. Определяемое иначе называют д е ф и н и е н д у м, а определяющее — д е ф и н и -енс.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал