Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неблагоприятный отбор, моральный риск и проблема вымогательства. Методы борьбы с оппортунистическим поведением.
Агентские отношения: ¨ - это отношения, в рамках которых некий доверитель (принципал) делегирует некоторые права (например, права на использование ресурса) некоему агенту, обязанному в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение. ¨ Сторона, обладающая большим объемом информации - агент, менее информированная сторона - принципал. Таким образом, проблемы «принципал - агент» возникают в связи с асимметрией информации.
В связи с асимметрией информации возникают проблемы оппортунистического поведения в реальных контрактах. Пример: Феномен мягкого бюджетного ограничения: заемщик просит еще денег, но сейчас отдать старый долг не может. Заемщик после получения кредита понимает, что может вести себя оппортунистически. Оппортунистическое поведение – поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали (связанное с использованием обмана, хитрости). Неблагоприятный отбор: ¨ (ухудшающий отбор) - в и д оппортунистического поведения на стадии до заключения контракта (ex ante). Состоит в использовании индивидом информационных преимуществ с целью заключения наиболее выгодного для себя контракта. ¨ В условиях симметрии информации информированная сторона искажает информацию для получения выгодных условий. Экономия на издержках измерения порождает проблему неблагоприятного отбора, что приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в итоге, к исчезновению рынка. Пример: Наиболее дешевый способ «измерить» способности - попросить предоставить диплом об образовании. Более точные адекватные способы измерения - затратные. Если спрашивать только диплом о высшем образовании - придут выпускники непрестижных вузов, экономия на издержках измерения приводит к неблагоприятному отбору. Если уточнить характеристики, то можно потребовать диплом об окончании конкретного вуза, уточнить качество оценок, уточнить специализации и так далее.
Методы решения проблемы неблагоприятного отбора: 1. Сигнализирование. ¨ Сигналы - это действия информированной стороны, направленные на донесение до неинформированной стороны информации о своих характеристиках. ¨ На рынке товаров в качестве сигнала могут выступать: - гарантия - репутация - реклама ¨ На рынке труда - предоставление определенного объема образования. ¨ Эффективность сигнала определяется различием в цене сигнала для различных типов работников. 2. Фильтрация Фильтрация - это действия неинформированной стороны, по реакции на которые информированной стороны она делает выводы о ее скрытых характеристиках. ¨ ¨ «Больные» примут, а «здоровые» - нет, так как для них это дорого, возникнет проблема неблагоприятного отбора. На рынке страхования механизм фильтрации работает через предложение страховых контрактов разной стоимости и с разным количеством предусмотренных посещений врача в год - 3 раза или неограниченное число раз. 3. Рационирование Рационирование - это отбор по показателям, напрямую не связанным с прибылью. То есть принципал сознательно отказывается от максимизации по параметрам, напрямую связанным с прибылью, а максимизирует выгоду по параметрам, косвенно связанным с прибылью, например, учитывает репутацию агента).
На рынке кредитов проблема неблагоприятного отбора решается через механизм рационирования. Чем выше ставка кредита, тем выше вероятность оппортунистического поведения.
В целях решения проблемы неблагоприятного отбора цена кредита искусственно занижается. В результате объем спроса превышает объем предложения, отбор клиентов осуществляется по критериям, не связанным с прибылью, например, учитывается кредитная история. Таким образом, отбираются заемщики с высокой степенью надежности, а это чаще всего с низким уровнем риска, следовательно, с низкой доходностью
|