Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к оформление курсовой работы

Учебно-методический комплекс

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

по специальности

100201.51 Туризм

 

 

Челябинск 2010

 

Автор-составитель Шагивалеева Г. А.  

 

Учебно-методический комплекс ОДОБРЕН Кафедрой экономических дисциплин Протокол № 04 от 25 ноября 2008    
     
Заведующий кафедрой   Начальник НМО
     
________________ А.П.Мирзоян   ______________ Л.С. Кошкарова
подпись   подпись
     

 

Рецензент: Чернов В.Б., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов ЮУрГУ

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения............................................................................................. 4

2. Требования к курсовой работе....................................................................... 4

3. Правила написания основных частей курсовой работы………………….

3. Требования к оформлению курсовой работы.................................................. 7

Формат, шрифт, интервал.................................................................................. 7

Размеры полей........................................................................................................ 7

Оформление абзаца............................................................................................... 7

Нумерация страниц............................................................................................... 7

Написание заголовков............................................................................................8

Нумерация разделов, подразделов, пунктов....................................................... 9

Оформление иллюстраций................................................................................. 10

Оформление таблиц............................................................................................ 13

Сокращения и единицы измерения.................................................................... 16

Оформление формул........................................................................................... 16

4. Общие требования к языку и стилю курсовой работы................................ 18 5. Цитирование. Оформление сносок................................................................ 20

6. Оформление библиографического списка.................................................... 21

7. Оценивание курсовой работы........................................................................ 26

Приложение 1. Образец титульного листа курсовой работы.......................... 28

Приложение 2. Образец содержания курсовой работы................................... 29

Приложение 3. Образец рецензии на курсовую работу................................... 30

 

Общие положения

Курсовая работа является индивидуальным, завершенным трудом, отражающим интересы студента, его знания, навыки и умения. Она должна быть связным изложением той или иной темы.

В процессе написания курсовой работы решаются следующие задачи:

- развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала, необходимого для раскрытия темы работы;

- выработка умений формулировать логически последовательно и доказательно излагать суждения и выводы и публично их защищать;

- формирование методологической, методической и психолого-педагогической готовности к самостоятельной работе;

- подготовка к выполнению дипломной работы.

Целостность курсовой работы отражается в ее структуре: введение, главная часть, заключение, библиография (список использованной литературы).

Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине.

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно, опираясь на предлагаемую тематику и исходя из собственных научных интересов, практической и теоретической значимости взятой к рассмотрению проблемы.

 

Требования к курсовой работе

Процесс подготовки и выполнения курсовых работ состоит в следующем:

- выбор темы;

- составление библиографии по теме и разработка плана курсовой работы;

- подбор и изучение теоретических материалов в соответствии с намеченным планом;

- обработка, систематизация и обобщение данных;

- написание текста курсовой работы;

- оформление курсовой работы.

На первом этапе студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы.

На втором этапе студент в соответствии с выбранной темой самостоятельно подбирает необходимую литературу.

Далее студент самостоятельно составляет первоначальный план курсовой работы, который содействует последовательному и систематизированному изложению содержания работы, помогает найти основные направления в освещении вопросов темы и позволяет систематизировать материал по разделам работы.

В ходе выполнения работы на основе подобранной литературы, сбора и обработки материала формируется окончательный план.

На третьем этапе осуществляется подбор и изучение теоретических материалов. Разработка теоретических аспектов предполагает изучение исследований ученых и практиков по конкретной дисциплине.

Подбор информационных материалов для написания курсовой работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, т.к. необходимо ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям для высших учебных заведений по данной дисциплине, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Сбор материала предполагает и приобретение оригинальных источников в личную библиотеку, а также создание картотеки, позволяющей выход на библиотечные фонды.

Изученный, проанализированный и обобщенный таким образом материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы. Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:

- Работа должна быть выполнена на высоком теоретическом, правовом, грамматическом уровнях. Для этого студенту необходимо не только всесторонне изучить выбранную тему, ее теоретические, юридические и практические аспекты, но и важно учесть наличие в современной отечественной науке различных школ, по-разному трактующих отдельные вопросы, дать им соответствующую оценку.

- В курсовой работе должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.

- В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.

- Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.

- Если курсовая работа не соответствует предъявляемым требованиям, студент будет обязан в установленный срок доработать в соответствии с полученными замечаниями научного руководителя или оформить ее заново, устраним нее недостатки.

На четвертом этапе студент должен систематизировать и обработать собранный материал, в том числе, при необходимости провести необходимые расчеты, составить аналитические и комбинированные таблицы, схемы и диаграммы, проанализировать результаты, сформулировать выводы и предложения. Это ускорит работу и позволит своевременно обнаружить пропуски в подборе материалов, необходимые для проведения анализа и восполнить недостающие.

Подготовка курсовой работы завершается собственно написанием работы – логическим изложением обработанным материалом, обозначенных проблем и рекомендаций по их разрешению.

Курсовая работа в целом должна отвечать следующим требованиям:

- четкость построения;

- логическая последовательность (изложение одного вопроса должно логически связываться с изложением следующего вопроса);

- аргументация выводов по каждому вопросу плана;

- точность в определениях и классификациях;

- конкретность в изложениях результатов работы;

- обоснованность выводов по работе в целом;

Объем курсовой работы должен быть не менее 25 и не более 40 страниц печатного текста.

Структурными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Содержание включает: введение; наименование всех разделов, пунктов (если они имеют наименование); заключение; список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц.

Курсовая работа всегда начинается с введения, которое должно содержать:

- обоснование актуальности и значимости выбранной темы курсовой работы;

- характеристику степени теоретической и методологической разработанности курсовой работы;

- определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;

- определение границ исследования (предмет, объект).

Объем введения не должен превышать 2-3 страницы печатного текста.

Основная часть работы может содержать теоретическое обоснование и описание практического исследования, анализ литературы, историю вопроса, гипотезы, ход рассуждений и доказательства основных положений, анализ существующей практики.

Обычно основная часть работы состоит из трех разделов. В первом разделе теоретически обосновывается тема курсовой работы. Теоретическое обоснование предусматривает формулировку основных понятий, касающихся избранной темы. Закончить теоретическое обоснование проблемы следует краткими выводами.

По своей структуре первый раздел может содержать подразделы и подпункты общим объемом 10-15 страниц печатного текста.

Второй раздел работы должен содержать теоретические исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета.

По своей структуре второй раздел должен содержать подразделы, пункты и подпункты общим объемом 15-20 страниц печатного текста. Третий раздел должен содержать обобщение результатов исследований и предложения по дальнейшим направлениям работ. Закончить раздел целесообразно предложениями и рекомендациями по решению анализируемой проблемы, краткими выводами. Третий раздел может содержать подразделы, пункты и подпункты общим объемом 10-15 страниц печатного текста.

В заключении суммируются результаты исследования, выводы, обобщения и рекомендации, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области.

Обращаем внимание на то, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

Список источников, используемых при написании, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.

Приложения являются компонентом курсовой работы. В приложениях размещаются схемы и графики, иллюстрации вспомогательного характера и прочие вспомогательные материалы. Каждое приложение оформляется на отдельном листе.

 

Правила написания основных частей курсовой работы

Введение

В вводной части курсовой работы обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагаются известные подходы к ее раскрытию в литературе, цель исследования, его теоретическое и практическое значение, определение временных границ предмета темы. Обзор используемых источников и литературы должен содержать оценку их (положительную или отрицательную) автором в рамках исследуемой проблемы. Дается общая характеристика структуры работы.

Объем введения не должен превышать двух-трех страниц.

Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемых в указанном порядке:

- «Актуальность исследования»,

- «Цели и задачи исследования»,

- «Объект исследования»,

- «Предмет исследования»,

- «Методологическая и теоретическая основа исследования»,

- «Информационная база исследования»,

- «Научная новизна исследования»,

- «Практическая значимость работы»,

- «Апробация результатов исследования».

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы.

Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы «Право совместной собственности супругов», объектом является «право собственности».

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его фор­мулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, проте­кающий в системе, являющийся непосредственным предметом ис­следования. Например, «совместная собственность супругов» согласно приведенной выше теме курсовой работы или в общей системе ценообразования может быть выделено ценообразование на услуги коммерческих банков; в отношениях между государством и обществом — природа материальных отношений как особой формы отношений.

Формулирование методологической и теоретической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы. Так, например, в экономических исследованиях принято упоминать в качестве основы политическую экономию, экономическую теорию, макро- и микроэкономику, управление экономикой, финансы и кредит, государственное регулирование, региональную экономику, экономическую статистику, программно-целевое планирование и управление и т. д.

Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод натурного моделирования, метод экспертных оценок и др. В данном подразделе вве­дения надо указать ученых (российских и зарубежных), которые занимались разработкой исследуемой проблемы.

К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:

а) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.п.;

б) статистические источники: отечественные и зарубежные статисти­ческие материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т.п.;

в) официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т.п.;

г) результаты собственных расчетов и т.п.

«Научная новизна исследования» играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Ученые любят шутить по поводу того, что новое есть хорошо забытое старое.

Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д.

В подразделе «Практическая значимость исследования» (полстра­ницы) принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.

Подраздел «Апробация результатов исследования» содержит сведения о практической проверке основных положений и результатов курсовой работы, а также областях научной, прикладной, учебной деятельности, в которых результаты исследования нашли применение.

Иногда в завершение введения приводится перечень базисных по­ложений, выносимых на защиту и краткое описание структуры курсовой работы, обосновывающее логику ее построения.

Выделение основных положений работы, выносимых на защиту, в самостоятельный подраздел введения не лишено смысла. Этот подраздел в концентрированной форме аккумулирует выводы и рекомендации, излагаемые в конечной части курсовой работы или после каждой главы. Благодаря размещению кратких выводов по работе в ее начальной части создается возможность лучше и глубже воспринимать содержание курсовой работы в его взаимосвязи с результатами исследования, которые и должны быть отражены в положениях, выносимых на защиту.

Основной текст (главы, параграфы)

Основной текст курсовой работы разбивается на две-три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает не легко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.

Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе.

Вторая глава раскрывает сущность исследования проблемы. В ней автор высказывает свое отношение к причинам, обусловившим реальное состояние исследуемого явления или процесса, выделяет положительные и отрицательные моменты в его развитии. При этом студент все излагаемые положения должен подкреплять результатами изучения и анализа примеров из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.

Третья глава может быть посвящена опыту работы (в том числе личному) в области исследуемой проблемы или анализу практики действующего юридического лица.

Любая из глав может содержать иллюстративный материал.

Заключение

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовой работе. По возможности указывается их новизна и практическая значимость. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.

Требования к оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 25-40 страниц машинописного или компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм).

Размеры полей

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

- левое – 30 мм;

- правое – 15 мм;

- верхнее – 20 мм;

- нижнее – 20 мм.

Оформление абзаца

Текст работы необходимо делить на абзацы, то есть части, начинающиеся с новой строки, это позволяет лучше воспринимать смысл изложенного материала. Каждый абзац должен выражать самостоятельную мысль и быть продолжением предыдущей мысли и абзаца. Формат абзаца текста должен быть выровнен «по ширине» положения на странице с отступами слева и права – 0 см. Абзацный отступ первой строки каждого абзаца должен быть равен 1, 25 см. Не допускается:

- при переходе на новую страницу отрывать одну строку текста или слово от предыдущего абзаца;

- начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице;

- начинать в конце страницы слово с переносом.

- допускать переноса отдельного слова или цифры на другую строку (например, при оформлении дат «12 сентября»; необходимо объединить их комбинацией клавиш «shift+ctrl+пробел»;

- использование разного типа кавычек и списков в тексте.

Нумерация страниц

Нумерация страниц работы должна быть сквозной, включая библиографический список и приложения. Нумерация начинается со страницы 3 (введение), первой страницей является титульный лист, второй – содержание и так далее, последней – последняя страница приложения.

Номер страницы проставляют арабскими цифрами в центре верхней части листа без точки. На титульном листе номер страницы не ставят.

Если в работе содержатся иллюстрации (рисунки, таблицы и т. д.), которые располагают на отдельных страницах, их необходимо включать в общую нумерацию. Если рисунок или таблица расположены на двух и более страницах, то каждая страница нумеруется отдельно.

Написание заголовков

Текст работы разбивается на разделы (главы), подразделы (параграфы) и пункты, которые должны иметь порядковые номера.

Заголовки разделов (глав), соответствующие теме и плану работы, указанному в содержании, печатаются прописными буквами (большими), размещаются симметрично тексту, без подчеркивания, «полужирным» шрифтом, без точки в конце. Заголовки подразделов и пунктов печатаются строчными буквами (кроме первой), размещаются симметрично тексту и начинаются с абзацного отступа, без подчеркивания, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Название главы и название «параграфа» отделяются тремя строчками. Расстояние между «параграфом» работы и текстом должно быть 2 компьютерных интервала. Длину строки заголовка не рекомендуется делать более 2/3 общей длины строки. Кроме этого не заканчивают строку заголовка предлогом, союзом – их переносят на следующую строку. Не разрешается помещать заголовки отдельно от последующего текста. На странице, где приводится заголовок, должно быть не менее двух строк последующего текста.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов

Все разделы, подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами в начале заголовка.

Разделы (главы) работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., 3., и т.д.

Подразделы (параграфы) – часть раздела, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела (главы) двумя цифрами, разделенными точкой. В конце номера подраздела также ставится точка. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая — номер подраздела.

Например: 2.2. (второй подраздел, второй главы).

Пункты – часть раздела или подраздела, обозначенные номером. Если текст не имеет подразделов, то нумерация пунктов должна быть в пределах раздела. Если текст имеет подразделы, то нумерация будет состоять из трех цифр. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела, третья – номер пункта.

Например: 2.4.3. (третий пункт четвертого подраздела второй главы).

Например:

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРИЕМКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Приемка продукции по качеству.

2.2. Приемка продукции по количеству.

2.3. Особенности приемки импортных товаров по качеству и количеству.

Подпункт – часть пункта, имеющая порядковую нумерацию в пределах каждого пункта. Каждый элемент подпункта начинается с большой буквы и завершается точкой.

Перечисления – структурный элемент текста работы, содержащий перечисления требований, указаний, положений. Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов и подпунктов. Перечисления выделяются цифрами, буквами, абзацными отступлениями с тем, чтобы более сильно подчеркнуть, и тем самым обеспечит понимание сложного целого ила упростить ссылки на тот или иной элемент.

Элементы внутри абзацного перечисления выделяются арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающимися скобками.

Например: «Текущее планирование на предприятии включает: 1) исследование рынка сырья и материалов; 2) определение потребности предприятии по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов; 3) составление плана закупок материальных ресурсов; 4) стоимостной анализ заключенных сделок».

Или: «При установлении недостачи к акту приемки должны быть приложены: а) подлинные транспортные документы; б) копии таросопроводительных документов; в) упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место; г) документы, подтверждающие полномочия представителя, данные взвешивания или обмеров груза».

В курсовой работе повреждения листов, помарки, описки, ошибки и следы не полностью удаленного текста не допускаются.

В приложении 1 приведены примеры оформления титульного листа и содержания к курсовой работе.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации – графики, чертежи, схемы, диаграммы, фотографии - именуются рисунками и обозначаются в тексте сокращением «Рис.».

Каждая иллюстрация должна пояснять научный материал, то есть давать возможность наглядного восприятия рассматриваемых явлений, процессов и подытоживать цифровые данные. В работе следует помещать лишь такие иллюстрации, которые дополняют, раскрывают содержание текста. Причем предпочтение отдается такому их размещению, чтобы не было необходимости разворачивать работу влево. Если это невозможно, то иллюстрации располагают так, чтобы для их рассмотрения достаточно было повернуть работу по часовой стрелке.

Иллюстрация должна иметь наименование, а при необходимости – поясняющие данные в подрисуночном тексте. Наименование иллюстрации помещают под ней, а поясняющие данные – непосредственно под иллюстрацией.

Ссылки на иллюстрации в тексте работы делают по типу: На рис. 1 представлена модель оценки коммерческой деятельности фирмы.

Например: Рис. 1. Этапы процессно-целевого описания компании. Приведение в тексте ранее упомянутых иллюстраций дают ссылки с сокращением слова «смотри»: «(см. рис. 1)».

Рис. 1. Этапы процессно-целевого описания компании

 

График – геометрическое изображение соотношения двух или более величин – является наиболее наглядным способом иллюстрации проводимого анализа.

Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат (вертикальную) вычерчивают сплошными толстыми ординарными линиями. Стрелки на концах осей не ставятся. Масштаб шкал по осям следует выбирать из условия максимального использования площади графика. Цифры шкал наносятся слева от оси ординат и под осью абсцисс (рис. 2).

Рис. 2. Расчет точки безубыточности предприятия.

 

Наименования величин, значения которых откладываются на шкалах осей графика, во всех случаях сводят к буквенным обозначениям, объясняемым по текст или в подрисуночной надписи. Надписи не должны выходить за пределы габаритов графика. Единица величины печатается прямым шрифтом.

Характерные точки графика (результаты расчетов, точки перегиба и т.п.) изображают кружком. Их оставляют на графике в минимальном количестве.

Диаграммы эффективны в тех случаях, когда их точность не является основной задачей, а необходимо путем глазомерной оценки быстро определить превосходство одного процесса или явления над другими.

Например: Изучаемые величины могут изображаться и в виде круговых диаграмм (рис. 3).

 

Рис. 3. Диаграмма успеваемости по предмету.

 

Схемы являются графическим документами, на которых составные части объекта, их взаиморасположение и связи межу ними изображены условно. Схемы выполняют без соблюдения масштаба, при этом действительное пространственное расположение составных частей можно не учитывать. Оформляются схемы по образцу оформления рисунков.

Рис. 4. Схема «Золотого кольца» России

Оформление таблиц

При составлении и оформлении таблиц рекомендуется выполнять ряд требований (правил), основными из которых являются следующие:

1.Слово «Таблица» и порядковый номер таблицы располагаются по правому краю листа, без точки в конце.

2. Таблица должна быть снабжена заголовком, который располагается над таблицей, посередине текста.

3. Заголовок печатается с прописной буквы без точки в конце, в единственном числе.

4. Подчеркивать заголовок не допускается.

Таблица 1

Заголовок таблицы

Заголовок столбца Заголовок столбцов
Подзаголовок столбцов Подзаголовок столбцов Подзаголовок столбцов Подзаголовок столбцов
Заголовки строк          

 

Например:

Таблица 1

Критерии окончательного выбора поставщика

 

 
Критерий выбора поставщика  
       
       

 

Поставщик

 

1-й
  2-й

 

 

 

n-й

 

Финансовые условия Время поставки Периодичность поставки Наличие сервисного обслуживания после поставки Другие критерии

 

       

Таблицы в тексте работы имеют сквозную нумерацию. Номер таблицы печатается в правом верхнем углу над заголовком таблицы (например: Таблица 1).

Знак «№» перед цифрой не ставится. Если в работе содержится одна таблица, ее не нумеруют.

Заголовки строк и граф должны начинаться с прописной буквы; подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они самостоятельные.

Деление головки таблицы по диагонали не допускается. Рекомендуемый шрифт текста в таблице – 12, интервал 1, 0 или 1, 5, без каких-либо выделений. Если таблица по своим размерам большая и занимает не одну страницу или имеет большое количество столбцов, то допускается изменить в таблице шрифт на «11», интервал – «одинарный».

В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей. Если размерность всех показателей, включенных в таблицу, одинаковая, то она указывается в круглых скобках сразу под названием таблицы. Если же показатели измеряются разными единицами, то в таблице после – первой графы «Наименование показателя» выделяется вторая графа «Единица измерения». Числовые данные в таблице приводятся с одинаковой степенью точности и выполнением правил округления.

Для облегчения ссылок в тексте и при переносе таблицы на другую станицу делают нумерацию граф. Графу «№ п/п» в таблицу включать не допускается.

Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. Ссылки на таблицу в тексте работы делают по типу: В табл. 1 приведены основные показатели коммерческой деятельности фирмы. Ссылка в тексте на ранее приведенную таблицу дают с сокращением слова «смотри»»: «(см. табл. 1)».

Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой, их надо разделять текстом. Таблицу следует размещать в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Если таблица с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. На странице, где приводится заголовок, должна помещаться головка таблицы и не менее двух ее строк. При переносе части таблицы на следующую страницу над ней вверху справа помешают слова «Продолжение таблицы...» с указанием номера (если таблица на этой странице не кончается) или «Окончание таблицы....» (если таблица на этой странице кончается). Заголовок таблицы помещают только над первой ее частью.

Особое внимание необходимо обратить на текст, в котором анализируется или комментируется таблица: нужно не пересказывать ее содержание, а обобщить данные таблицы, сформулировать основные выводы или ввести дополнительные показатели, наиболее полно освещающие изучаемое явление или процесс.

Сокращения и единицы измерения

Сокращения. Все слова в письменной научной работе необходимо писать полностью. Допускаются только общепринятые сокращения, например: и т.п., ВУЗ, универсам, ГУМ.

Если в работе применяются узкоспециальные сокращения, символы, термины, перечень следует составлять в тех случаях, когда их общее количество – более 20 и каждое повторяется в тексте не менее 3-5 раз.

Сокращения, символы и термины можно вынести как отдельное приложение, где в перечне расположить их столбцом, в котором слева приводятся сокращения (символы, специальные термины), а справа – детальную расшифровку. Общепринятые сокращения в перечень не включают. Если общее количество узкоспециальных сокращений невелико, то при первом употреблении в тексте необходимо их дать полностью, а рядом указать в скобках буквенные аббревиатуры, например; общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Единицы измерения. В качестве единиц физических величин должны применяться единицы международной системы СИ. Следующие за числовым значением единицы печатаются без скобок; между последней цифрой и обозначением единицы следует оставлять интервал.

Например: торговая площадь – 1000 м 2.

Оформление формул

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Формулы следует выделять из текста свободными строками, т.е. выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Если в работе приведено более одной формулы, то формулы подвергаются сквозной (единой) нумерации. Все формулы, выносимые в отдельную строку, нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

Например:

Пояснение обозначений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Пояснения обозначений располагают в столбец, выравнивая относительно знака «тире». Перенос очень длинной по записи формулы с одной строки на другую осуществляется после знака равенства (=) или после знаков сложения (+), вычитания (-), умножения (), деления (:). При этом номер формулы ставится на уровне последней строки. В тексте ссылку на порядковый номер формулы следует начинать со слов «формула, уравнение, выражение» и затем в круглых скобках указывается номер формулы. Например: «В формуле (1) используются...». Допускаются также обороты: «Вероятность негативного результата при инвестировании проекта «(см. формулу 1)» возрастает, если...». В конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставятся в соответствии с обычными правилами, так как считается, что формула не нарушает синтаксического строя фразы. Например: «Так как А = Р - О, (2) то потери...»

Прописные буквы и цифры формул рекомендуется делать размером 6...8 мм, строчные – 3...4 мм. Все индексы и показатели степени должны быть в 1, 5...2 раза меньше буквенных обозначений, к которым они относятся.

Надстрочные индексы и показатели нужно располагать выше строки, подстрочные – ниже строки. Знаки над буквами и цифрами необходимо вписывать точно над ними.

Цитирование. Оформление сносок

При использовании в работе прямых цитат из текста первоисточника возможны два варианта их оформления:

1) оформление в виде прямой речи;

Пример: Величайший художник слова Л.Н. Толстой писал «Искусство – есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

2) оформление цитаты как части авторского текста.

Пример: В своих знаменитых семантических этюдах Б.А. Ларин показал, что «суггестивность, не сполна договоренность художественного текста», «весь его психический эффект» являются результатом «комбинаторных приращений смысла».

Второй способ более распространен. Дословно цитируемая фраза заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, так как входит в состав авторского предложения.

Важным моментом в оформлении работы является сноска. Наиболее удобный, экономичный и правильный способ оформления сноски следующий: после цитирования первоисточника или упоминания фамилии автора, на которого Вы ссылаетесь, в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке используемой Вами литературы и номер страницы в данном источнике.

Пример: Е.В. Гулыга рассматривает генерализацию или обобщение в языке как процесс перехода от единичного к общему на основе выявления наиболее общих признаков предметов [5]. Цифра «5» означает, что в Вашем списке литературы под этим номером находится источник, на который Вы ссылаетесь.

Если цитата проводится полностью, то необходимо дополнить ссылку указанием страницы. Это будет означать, что в данном источнике на данной странице находятся слова, которые Вы приводите в качестве цитаты.

Пример: В. Зарецкий в статье «Образ как информация», излагая теорию К.Шеннона, разрабатывавшего основы теории информации, пишет, что «речь представляет собой последовательность конечного числа элементов, причем на каждом определенном месте в этой последовательности может оказаться с разной степенью вероятности любой из элементов» [12, с. 137].

 

Оформление библиографического списка

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

После общего количества страниц источника печатается строчная буква «с». Например – 445 с. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э. Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 445 с.

Если ссылка дается на статью из журнала или сборника – количественная характеристика представляет собой номера страниц, на которых опубликована эта статья. Перед номерами страниц ставится прописная буква «С» с точкой.

Например: С. 12 – 15. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 2000. – С. 12 – 15.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Книги: Без автора:

1. Производственный менеджмент [Текст]: учебник / Под ред. В.А. Коз-ловского. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. – (Серия «Высшее образование»).

2. Традиции и новации в отечественной духовной культуре [Текст]: сб. материалов третьей южно-уральской межвузовской науч.-практич. конферен-ции / Науч. ред. Н.П. Парфентьев. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 160 с.

3. Хрестоматия по возрастной физиологии [Текст]: учеб. пособие для ву-зов / Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 288 с.: ил. – (Серия «Высшее образование»).

Библиографическая запись начинается с фамилии первого автора, если книга имеет не более трех авторов. Все авторы (включая первого) приводятся за косой чертой (/), в области ответственности 1 автор:

Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

2 автора: Мураховский, В.И. Азбука цифрового фото. Настольная книга фотолюби-теля [Текст] /В. Мураховский, С. Симонович. – СПб.: Питер, 2008. – 144 с.: ил.

3 автора: Курепина, М.М. Анатомия человека [Текст]: учеб. для вузов / М.М. Куре-пина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 384 с.: ил.

Если авторов четыре и более, то библиографическая запись начинается с заглавия, после которого за косой чертой (/) в области ответственности приводится первый из авторов с добавлением [и др.] 4 автора и более:

Социальная работа [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.] – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с. – (Серия «Высшее образование»).

Многотомное издание:

1. Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской Федерации Т.1 / МО РФ, Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ). – М.: МО РФ, АНВУЗ. в 11-ти томах. – 1999. – 574 с.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х томах [Текст]: Т.1 / Ж. Год-фруа; Пер. с франц. - 2-е изд., стереотип. – М.: Мир, 1996. – 376 с.: ил.

Диссертация: Одношовина, Ю.В. Культурные смыслы мира вещей: история и совре-менность [Текст]: диссертация на соискание учѐ ной степени кандидата культу-рологии / Ю.В. Одношовина; ЧГИ. – Челябинск, 2007. – 166 с.

Автореферат диссертации:

Комарова, А.Я. Клинико-лабораторные особенности течения репликативных форм вирусного гепатита Д: автореф. дис.: д-ра мед. наук / А.Я. Комарова; С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образования. – СПб., 2001. – 22 с.

Патентные документы Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК Н 04 В 1/38, Н 04J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В.И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. – № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (2 ч.). – 3 с.

Статьи из книг, журналов, сборников статей 1 автор: Калугина, О. Об истоках образного строя северного модерна [Текст]: Монументально-декоративная пластика / О. Калугина // Архитектура. Строи-тельство. Дизайн. – 2008. – №3. - С. 106-109.

2 автора: Ганин, А. «Наблюдатель выскочил на крыло» [Текст]: Авиационные фор-мирования Южного Урала в 1918-1919 годах / А. Ганин, М. Хайрулин // Роди-на. – 2007. – №8. – С. 74-79.

3 автора: Сардарян, А. Мотивационная функция социального пакета [Текст]: чем заинтересовать работника ХХI века / А. Сардарян, Т. Комарова, В. Хожемпо // Управление персоналом. – 2008. – №8. – С. 57-60.

4 автора: Профилактика курения у подростков [Текст] / А.А. Александров и др. // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – C. 55-61.

Глава из книги

1. Ремизов, К.С. Нормирование труда / К.С. Ремизов // Справочник эко-номиста по труду. – М., 1982. – Гл. 1. – С. 132-220.

2. Глазырин, Б.Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 / Б.Э.Глазырин // Office 2000: самоучитель / Э.М. Берлинер, И.Б. Глазырина, Б.Э.Глазырин. – М., 2002. – Гл. 14. – С. 281-298.

Рецензия: Гаврилов, А.В. Как звучит? / А.В. Гаврилов // Кн. Обозрение. – 2002. – 11 марта (№10-11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е: проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М., 2002. – 592 с.

Статья из сборника: Мирзоян, А.П. Проблемы внедрения европейских стандартов ресторанного сервиса в российских заведениях общественного питания [Текст]: (из опыта международного факультета сервиса ЧГИ) / А.П. Мирзоян // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: Сб. науч. тр. – Выпуск 6. – Ч.1. – Т.3. – Ростов н/Д.: РАС ЮРГУЭС, 2007. – С. 102-106.

Электронные ресурсы:

1. Кирянова, А. Ораторское выступление, техника речи, ораторские техники [Электронный ресурс]: www.how-to-do.ru.

Законодательные материалы, ГОСТЫ

Порядок расположения нормативных актов в библиографическом списке:

а) Конституция Российской Федерации;

б) Законы Российской Федерации;

в) Указы Президента Российской Федерации;

г) Акты Правительства Российской Федерации;

д) акты министерств и ведомств;

е) решения иных государственных органов и органов местного самоуправления;

ж) Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и

Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

При описании любого нормативного акта должно быть указано его полное наименование, дата принятия, номер, а также официальный источник. Например, Закон Российской Федерации " Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. N 8, ст. 609).

Используемые в курсовой работе нормативные акты иностранных государств и международно-правовые акты (Конвенции, договоры и т.д.) располагаются в следующей последовательности:

а) законы;

б) подзаконные правовые акты;

в) международные соглашения.

Порядок ссылки на нормативные акты.

При первом упоминании об акте (кроме Конституции) в тексте или сноске указать его полное наименование, кем и когда принят, в сноске обязательно указать источник. Например:

1. В соответствии с Законом РФ " Об общественных объединениях" 14 апреля 1995 г.1

2. Новый российский Закон " О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках" широко регулирует процессы конкуренции на российском товарном рынке.2

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N21, ст. 1930.

2 См Закон РФ " О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках" от 15 марта 1995г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.N22.ст. 1911)

При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название. Например: в соответствии со ст. 11 Закона " Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. Однако обязательно следует назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к соответствующему положению курсовой работы.

Примеры оформления законодательных актов и ГОСТов:

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. – 40 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2 [Текст]: по состоянию на 1.07.2007. – М.: Проспект, 2007. – 672 с.

3. ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.10.2000 № 253-ст).

Изоиздания:

1. Сезанн [Изоматериал]: комплект из 16 открыток /Авт. А. Барская. – Л.: Аврора, 1972. – 1 обл. (16 отд. л.).

2. Акварели и рисунки М. Сарьяна [Изоматериал]: комплект репродукций. – Л.: Аврора, 1974. – 24 отд. л. Стандарты: ГОСТ Р 517721-2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.: ил.; 29 см.

 

Защита курсовой работы и ее оценка

После полного завершения курсовая работа в установленные сроки представляется научному руководителю на рецензирование. В заключении научный руководитель делает вывод о готовности работы к защите (внешнему рецензированию).

Курсовая работ в завершенном виде должна быть представлен руководителю (преподавателю) не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты курсовой работы.

Не допускаются к защите и возвращаются для повторного написания:

- курсовые работы (проекты), полностью или в значительной степени выполненные не самостоятельно (путем сканирования, ксерокопирования или механического переписывания материала из источников информации без использования цитирования), и (или) курсовые работы, объем цитированного текста которых составляет более 50%;

- работы, в которых выявлены существенные ошибки (например, использование утративших силу нормативных правовых актов, комментариев к ним и т. п.), недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены;

- работы, характеризующиеся низким уровнем грамотности и небрежным оформлением.

К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому студенту, можно отнести:

1.Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.

2. Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.

3. Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.

4. Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.

5. Курсовая работ пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей

6. При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, наложения взглядов автора.

Поэтому каждому студенту при выполнении курсовой работы настоятельно рекомендуется тщательно изучить методические рекомендации и советы для того, чтобы избежать повторения названных выше недостатков.

Защита курсовых работ (проектов), в том числе повторная, должна происходить до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие курсовую работу (проекты) в установленный срок или не защитившие ее, не допускаются к сдаче семестрового экзамена (зачета) по дисциплине, по которой выполняется курсовая работа (проект).

При защите курсовой работы (проекта) студент должен кратко изложить её основное содержание, охарактеризовать использованные источники, сформулировать основные выводы и предложения, ответить на вопросы руководителя и других присутствующих на защите лиц.

Критерии оценивания курсовой работы

Курсовая работа (проект) оценивается с учётом качества её написания и результатов защиты: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При определении оценки курсовой работы учитываются:

а) степень разработки темы;

б) полнота охвата научной литературы;

в) использование нормативных актов, юридической практики;

г) творческий подход к написанию курсовой работы;

д) правильность и научная обоснованность выводов;

е) стиль изложения;

ж) аккуратное оформление курсовой работы.

Возможные критерии оценки:

– «отлично» выставляется студенту, показавшему глубокие знания, примененные им при самостоятельном исследовании избранной темы, способному обобщить практический материал и сделать на основе анализа выводы;

– «хорошо» выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему самостоятельность в исследовании;

– «удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;

– «неудовлетворительно» выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а также допустившему плагиат.

При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть переработана с учетом высказанных замечаний и представлена на защиту в сроки, установленные руководителем.

Оценка за курсовую работу выставляется преподавателем, под руководством которого была выполнена курсовая работа, после защиты на титульном листе работы, в зачётную книжку и в ведомость, которая сдается в учебную часть ВУЗа.

После защиты курсовые работы сдаются на кафедру, где хранятся в течение одного года, а затем могут быть уничтожены по акту.

 

Приложение 1

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(НОУВПО РБИУ)

 

Факультет очного (заочного) обучения

Кафедра ____________________________

Направление (специальность) ________________________

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Загальні висновки та пропозиції | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.077 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал