Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление конституционализма в России. Основные государственные законы 1906 года.
В условиях монархического государства после государственных преобразований 1905-1906 гг. в России 23 апреля 1906 года были введены в действие Основные государственные законы. Однако они не только ничего не говорили о собственной роли в правовой системе страны, но весьма определенно закрепляли через характеристику императорской власти как самодержавной верховенство монарха. Так в ст.4 гл.1 Основ было закреплено: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Тем самым создавались правовые основы для развития монархического конституционализма. Многие конституционные идеи 19-20 века остались так и не востребованы, в виду прихода к власти Советов. Советское государство пошло по своему пути развития идей конституции и конституционализма. Первая Российская Конституция была принята в 1918 году. Как отмечал один разработчиков российской советской конституции П.Стучка, конституция представляет собой «организацию участия господствующего класса во власти»[7]. Конституция 1918г. воистину являлась выразительницею классовых отношений власти данного общества. Первая Конституция РСФСР 1918г.[8], ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов. Наряду с введением трудового ценза, основной закон содержал подробный перечень лиц, лишенных избирательных прав, - так называемых эксплуататоров трудового народа. Основной Закон РСФСР 1918г. вряд ли выполнял роль социального компромисса между различными политическими силами в обществе, интересами сословий — дворянства, купечества, зарождающейся буржуазии, рабочих, крупного, среднего и мелкого крестьянства. Им устанавливалась не демократическая, плюралистическая и легитимная власть, а, напротив, диктатура беднейшего населения, которая вызвала по отношению к себе вооруженное противостояние, гражданскую войну. Официально провозглашалось право государства на неправовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, п.3 главы 2 раздела I закреплял основные задачи Советской власти, а именно «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком... беспощадное подавление эксплуататоров», и более конкретные: «...вооружение трудящихся...и полное разоружение имущих классов»[9]. В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года и СССР от 6 июля 1923 года (в ред. от 31 января 1924г.), от 5 декабря 1936г., впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. Современная историко-правовая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. Между тем, целый ряд задач, которые были поставлены в Конституции перед Советской властью, оказались выполненными (национализация собственности, ликвидация эксплуататоров, безграмотности и др.), поэтому вряд ли правильно рассматривать эту Конституцию как излишне декларативную. Получается, что Советские Конституции были декларативны «лишь» для большинства граждан и зарубежных государств. Некоторые лозунги первых конституций так и остались «на бумаге» прежде всего из-за своей изначальной нереальности. Конституция СССР 1923г. (в ред.1924г.)[10] стала вектором для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство. Конституция 1936г.[11] – это апогей становления и закрепления Советской власти. И не только в идеологическом, но и экономическом плане. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в государственной практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР[12]. На основе принятых конституционных норм в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формирования современной структуры власти. Конституция СССР 1977г.[13] – отражала в себе изменения прошедшие в обществе и государстве за период в сорок лет, в тоже время, как было закреплено в декларации ВС СССР «Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями». В тоже время, конституция приобрела более детализированный характер. Конституция 1977 года была посвящена основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны, месту КПСС в государстве. Конституция закрепила ряд новых прав, например, право на жилище. Все советские конституции 1918-1977гг. упрочивали и расширяли социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства — монополиста-собственника. Одновременно стагнировало развитие личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией («в целях развития коммунистического строительства...», «в целях укрепления и развития социалистического строя» и т. п.). Несмотря на формальность многих положений советских конституций, именно в этих актах были заложены принципы прав человека, основы верховенства конституции, то есть предпосылки будущей российской конституции. Советские конституции не регулировали принцип верховенства конституции, но закрепляли доктрину социалистической законности и обязывали государственные и общественные организации, должностных лиц соблюдать их положения, а также законы СССР и союзных республик, изданные в пределах их полномочий. Итак, с одной стороны в Советской России попираются и лишь декларируются конституционные права и гарантии, с другой стороны закладываются следующие основы конституционного права: Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция дает юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов. Конституция есть регистрация и законодательное закрепление тех завоеваний, которые уже добыты и обеспечены[14]. Несмотря на то, что в Конституцию СССР 1977г. неоднократно вносились изменения (последнее от 14 марта 1990г.[15]), основной закон, построенный на принципах «научного коммунизма», не отвечал экономическим веяниям и идеям середины-конца 80-х гг. 20 века, кроме того, подверглись реформе государственные органы. Необходимость подготовки новой Конституции Российской Федерации была провозглашена еще первым Съездом народных депутатов РСФСР (1990), на котором была создана Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н.Ельциным[16]. На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции[17] был принят к сведению и конституционной комиссии, которая подготовила этот проект, было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести его на рассмотрение очередного Съезда. Шестой Съезд народных депутатов РСФСР, на котором предполагалось принять новую Конституцию, не сделал этого. Он ограничился одобрением общей концепции, положенной в основу конституционного проекта, а также важнейших его положений, предварительно одобренных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений и замечаний Президента Российской Федерации. Как подчеркивают эксперты, судьба проекта все больше зависела от той политической борьбы, которая разворачивалась в России. Между тем, потребность в замене старой Конституции становилась все более очевидной и неотложной. Россия нуждалась в новой Конституции прежде всего потому, что требовалось закрепить в ней достигнутые российским народом немалые демократические завоевания[18]. После апрельского референдума 1993г. разработка новой Конституции заметно активизировалась. Инициатива в этом плане исходила непосредственно от Президента страны. В соответствии с его указом в июне 1993г. в Москве для завершения подготовки проекта Конституции[19] было созвано Конституционное совещание. Его работа проходила в основном в пяти группах, сформированных из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, других общественных объединений, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей. В работе Конституционного совещания принимали участие также представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта Конституции. 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации была принята на всеобщем референдуме, страна обрела основной закон, который действует уже более десяти лет. Новая конституция ознаменовала общую демократизацию государственной власти, т.е. переход от тоталитарного государства-монополиста к государству, ограниченному в своей деятельности потребностями современного российского общества. Конституция 1993 года не просто принята для «проформы», не просто закрепляет права и государственное устройство, Конституция РФ имеет верховную силу, непосредственно применяется судами. В тоже время многие конституционные принципы до сих пор являют собой «приглашение к борьбе», и не всегда используются субъектами конституционной системы. Можно бесконечно много писать про новую российскую конституцию. Безусловно, то, что все ее достижения перекрывают ее недостатки. Конституция РФ 1993 года - конституция постсоветского, посттоталитарного периода отечественной истории, и печать этого периода, с сопутствующими ему особенностями, само собой разумеется, на ней лежит[20]. Важно осознавать, что Основной Закон РФ был и остается в целом надежным политико-правовым фундаментом, позволяющим успешно воздвигать в стране здание демократически-правовой государственности, формировать развитое гражданское общество, строить цивилизованную рыночную экономику, т.е. превращать Россию в благополучную, процветающую страну[21]. Для того, чтобы твердо идти по пути дальнейшего совершенствования конституционного строя, нет необходимости инициировать процесс изменения, переработки и демонтажа самой Конституции. Посредством принятия востребованных жизнью федеральных конституционных законов, федеральных законов, с помощью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, надлежащего соблюдения принципов и положений Конституции всеми субъектами права, задачи реформирования и совершенствования российского конституционализма могут и будут успешно решаться. Эффективный конституционный механизм защиты прав человека уже создан. Он есть, хотя действует не всегда в меру заключенных в нем больших возможностей. Причиной тому, является нежелание (и неумение) очень многих граждан самим активно осуществлять и защищать в рамках Конституции РФ свои права и свободы. Не секрет, что большинство граждан уповает на то, что их собственные права и свободы будут воплощаться в жизнь без их личных усилий, стараниями одних только госслужащих, сторонних чиновников. Эффективность и результативность действия механизма защиты прав человека в первую очередь зависит от того, насколько энергично и умело пользуются им сами заинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качества гражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своей страны.
Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др. Можно выделить несколько причин создания Основных Законов: Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г. В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых. Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки. Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались " временными правилами". Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России 1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем. 2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы: - определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 — неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе: 1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.
55. Государство и право Российской империи в годы Первой мировой войны (1914 г. – февраль 1917 года). Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств — Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты. Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземное — Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России, обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери. Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю политику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения войны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедить массы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своего Отечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войны охватили все слои буржуазии, помещиков, значительную часть интеллигенции, студенчества, даже крестьянства. Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почти все партии II Интернационала, вопреки интересам трудящихся, также выступили за ведение войны. Большевистская партия была единственной из всех партий, которая активно выступила против войны, в том числе с трибуны Государственной думы, за что ее думская фракция была подвергнута репрессиям. Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство начало разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В свою очередь кризис в промышленности и сельском хозяйстве отрицательно отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война усилила революционную борьбу в стране. В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация. Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями народных масс, гибелью тысяч и тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и трудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а в национальных районах России и национальным гнетом. В широких народных массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма. В стране нарастал революционный подъем. На заводах и фабриках непрерывно вспыхивали забастовки. С начала войны по февраль 1917 г. в России произошло 2, 5 тыс. забастовок, в которых приняло участие более 2, 5 млн. человек. Обнищание и разорение, вызванные войной, активизировали революционные выступления крестьян против помещиков и кулаков. Подъем революционного движения в стране ярко свидетельствовал о назревании новой буржуазно-демократической революции в России. Царское правительство и буржуазия искали выход из назревшей революции. Чтобы предотвратить ее, царизм начал тайные переговоры с Германией о сепаратном мире. Буржуазия России, поддержанная англо-французскими и американскими империалистами, стремилась выйти из революционного кризиса путем смены царя, что дало бы ей возможность взять власть. Оба этих заговора были разрушены разразившейся в феврале 1917 г. второй российской буржуазно-демократической революцией. 56. Развитие государства и права в период буржуазно-демократических преобразований (февраль – октябрь 1917 года). Период с февраля по октябрь 1917 года в истории России отмечен возникновением и развитием буржуазной государственности. Составными элементами этого процесса следует считать: * стремление буржуазии сохранению аппарата управления царского правительства и приспособление его к новым условиям; * создание новых органов управления буржуазным государством; * разрушение революционными массами наиболее реакционных органов старого государственного аппарата управления. 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, а 3 марта Михаил Александрович отказался от вступления на престол. В течение 3-х дней (с 28 февраля по 2 марта) роль правительственной власти выполнял Временный комитет Государственной Думы. 2 марта 1917 года Временный комитет по соглашению с эсероменьшевистким руководством Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов создал Временное правительство под руководством князя Львова. В ходе революции вновь начали возникать Советы рабочих депутатов. В Петрограде Совет рабочих депутатов был избран 27 февраля 1917 года, который 1 марта объединился с Советом солдатских депутатов в единый орган - Совет рабочих и солдатских депутатов. Аналогичные органы власти стали возникать по всей стране как носители новой революционной власти. В результате образовалось двоевластие, выражавшее переходный момент в развитии революции. Классовая сущность двоевластия заключается в том, что временное правительство являлось органом диктатуры буржуазии и обуржуазившихся помещиков, а Совет рабочих и солдатских депутатов - органом революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Двоевластие продолжалось до июля 1917 года. Временному правительству удалось одержать верх в борьбе за ликвидацию Советов. Временное правительство имело полномочие законодательного и исполнительного органа. Оно формировалось из представителей партии, состав его никто не избирал. В мае 1917 года в правительстве произошел рост представительства эсеров и меньшевиков. Правительство постепенно освободилось от опеки Временного комитета, усиливало натиск на Советы, стало откровенно бонапартистским. В августе образовалась внепартийная Директория (" Совет пяти") во главе с Керенским, просуществовавшая с 1 по 24 сентября. 24 сентября Керенский сформировал правительство с участием кадетов. Из старых элементов государственного аппарата продолжили функционировать: * правительствующий сенат - высший судебный орган страны; * министерства: иностранных и внутренних дел, военное, морское, торговли и промышленности, финансов, юстиции, путей сообщения, земледелия, народного просвещения, государственного контроля; * особые совещания по топливу, оборонные, по перевозкам, по продовольствию, по устройству беженцев. Некоторые из них были реорганизованы, но методы работы органов не изменились. Вместе с тем, был создан ряд учреждений прежде всего, для дезориентации народных масс и создание видимости реформ. Правительство не могло игнорировать вопросы упорядочения трудовых отношений в интересах рабочего класса, разрешения продовольственной проблемы обеспечения национального равноправия. Были образованы новые Министерства: труда, продовольствия, почт и телеграфов, исповеданий, общественного призрения. Для разработки земельной реформы был образован Главный земельный комитет при Министерстве земледелия, а на местах - губернские, уездные и волостные земельные комитеты, в которых большинство принадлежало буржуазно-помещичьим элементам. С целью создания видимости борьбы с хозяйственной разрухой и отвлечения масс от активной революционной борьбы были учреждены экономический Совет и Главный экономический комитет, которые не смогли стать органами регулирования экономической жизни. Для разработки законопроектов, обсуждения правовых вопросов и осуществления работы по созыву Учредительного совещания было сформировано Юридическое совещание из представителей кадетов. Хотя в него входили крупнейшие юристы России оно не смогло подняться выше классовых интересов, стремилось сохранить царские законы, сословные привилегии. Временное правительство принимало меры к укреплению карательной системы. Оно сохранило основные звенья царской судебной системы. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды и мировая юстиция. Временное правительство упразднило лишь наиболее ненавистные народу верховный уголовный суд и и особое присутствие в Сената, а в судебных палатах заменило сословных представителей присяжными заседателями. Под влиянием демократического движения по приказу министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петроградской губернии и во многих других городах были созданы " временные суды" в составе мирового судьи и двух заседателей от рабочих и солдат. После июльских событий временные суды были распущены. Для судебно-прокурорских должностей устанавливался стаж рабочих в судебном ведомстве от 4 до 10 лет, что обусловило превращение судов в буржуазно-помещичьи органы. Постановлением Временного правительства о введении смертной казни и об учреждении " Военно-революционных судов" (12 июля 1917 г.) были восстановлены военно-полевые суды под названием " военно-революционные суды", состоящие из офицеров. Они учреждались в дивизиях с полномочиями рассмотрения дел: * о сопротивлении исполнению боевых приказов и распоряжений начальников; * об участии в восстании и о подстрекательстве к нему; * о военной и государственной измене. Они не были связаны с действующим законодательством и получили право назначения смертной казни. Приговоры приводились в исполнение немедленно. Административный суд был создан для рассмотрения дел по конфликтам между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства, а также жало на должностных лиц. Назначенные в суды старые судебные работники не разбирали конфликт по существу, а проверяли лишь законность действий должностных лиц. Полиция после февральской революции была реорганизована в земскую и городскую милицию под общим руководством Главного управления по делам милиции. Практически Временное правительство сохранило действие старого законодательства. С окончанием двоевластия оно начало репрессии против большевиков на основе Уголовного уложения 1903 года, в которое внесло дополнения. Дополнения заключались в том, что к ответственности привлекались не только посягнувшие на свержение верховной власти, но и те, кто лишал ее возможности осуществлять власть (демонстрантов). Например: участникам июльской демонстрации предъявлялись обвинения в государственной измене; 7 июля было подписано арестовать руководителей партии большевиков, В.И. Ленина, хотя они в демонстрации не принимали участия. В тоже время по делу о мятеже Корнилова военная прокуратура сняла все обвинения, по которым могла быть назначена смертная казнь, блокирую работу судебных органов. Таким образом, Государственный аппарат временного правительства, в т.ч. и суды, были в руках буржуазии орудием давления на народные массы и расправы над революционно настроенными рабочими и солдатами. Нормотворческая деятельность временного правительства свелась к частным поправкам старых царских Законов с целью усиления борьбы с революционным движением. В начале деятельности Временное правительство под давлением революционных масс предприняло меры по смягчению политического режима. " Декларацией Временного правительства о его составе и задачах" от 3 марта 1917 года была объявлена амнистия по делам политическим и религиозным, свобода слова, печати, союзов собраний и стачек, отмены сословные, вероисповедные и национальные ограничения, объявлена подготовка Учредительного собрания и т.д. 12 марта 1917 года отменена смертная казнь как мера наказания с заменой на срочную и бессрочную каторгу. 17 марта отменены наказания розгами, наложение актов и надевание смирительных рубашек на ссыльных и арестованных. Отменены наказания за оскорбление царя и членов императорской фамилии. Но в период нарастания кризиса буржуазной власти и развитие революционного движения, Временное правительство проводило контрреволюционную политику. В целях усиления борьбы с революцией 6 июля было принято постановление по которому " виновный в публичном призыве к убийству, разбою, грабежам, погромам и другим тяжким преступлениям, а также к насилию над какой-нибудь частью населения или публичном призыве к неисполнению " законных распоряжений властей" наказывался заключением в крепость до 3-х лет или в тюрьму. Постановлением от 30 мая и 6 июля строго наказывалось антивоенное выступление армии. Виновных в призыве во время войны офицеров, солдат и прочих воинских чинов к неисполнению законов и распоряжений воинских властей наказывали как за государственную измену. С 12 июня 1917 года была восстановлена смертная казнь на фронте и создают " военно-революционные" суды. Эти меры были направлены, прежде всего, против партии большевиков, революционных масс и их организацией. После июльских событий военному министру было предоставлено право не допускать в армию большевистские газеты, а министру внутренних дел - закрывать революционные газеты, выступающие против Временного правительства. Широко применялась внесудебная расправа. 26 июля Министр внутренних дел и военный министр получили право заключать под стражу лиц, действие который представляется им особо угрожающими внутренней безопасности и обороне государства. Они имели право без суда высылать лиц, действия которых кажутся им или их представителям на местах опасными.
57. Слом старой и создание новой, советской, государственности в 1917– 1918 годах. К. Маркс и В.И. Ленин выработали теорию слома старого государственного аппарата, в которой определялось, какие государственные институты подлежат слому, а какие могут быть использованы. Определялись и темпы ломки: что надо уничтожить немедленно, а что можно ломать лишь после того, как создано что-то взамен. На практике эти теоретические построения не всегда соблюдались. Темпы уничтожения старого государственного аппарата были чрезвычайно ускорены. Особенностью явилось и то, что ни один из дореволюционных государственных институтов не сохранился. Задачи советского строительства: а) упрочить органы, созданные до Октября (Советы, ЦИК), б) создать новые (СНК, ВЧК, наркоматы и др.), в) реорганизовать старые (финансовые, университеты). Высшие органы власти: Всероссийские съезды Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ВЦИК, СНК. Объединение Съездов Советов рабочих и солдатских депутатов и Съездов крестьянских депутатов в январе 1918 г. Съезды Советов – высшие законодательные и исполнительные органы. ВЦИК – высший законодательный и исполнительный орган. Порядок формирования ВЦИК – представители от фракций. Структура ВЦИК – президиум, отделы, комиссии. СНК – правительство, высший законодательный и исполнительный орган. Порядок формирования Совнаркома. Проблема представительства в СНК иных партий. Органы управления в центре – народные комиссариаты. Создание наркоматов 26 октября 1917 г. Местные органы власти и управления. Соотношение старых органов самоуправления (дум, земств) и новых местных органов власти – Советов, попытки подчинить думы и земства Советам, сделав их исполнительными органами Советской власти. Полномочия местных органов власти в начальный период революции практически не ограничивались. Развитие сепаратизма мест, начало борьбы с сепаратизмом весной 1918 г. Декрет о суде №1 создал новую судебную систему, упразднив старую. Уничтожение прокуратуры, адвокатуры, старых судов. Создание системы народных судов и революционных трибуналов. Создание рабочей милиции (декрет от 10 ноября 1917 г.), как попытка претворения в жизнь идеи о широком участии населения в государственных делах. Создание штатной милиции – закономерный шаг по пути создания правоохранительных органов. Создание ВЧК как органа дознания по делам о контрреволюции и саботаже. Расширение полномочий ВЧК. Создание ЧК на местах. Армия. Попытки реорганизации старой армии (ноябрь – декабрь 1917 г.) не остановили начавшийся после Февральской революции процесс разложения армии. Создание добровольческой армии в феврале 1918 г. не сделало Красную Армию реальной силой из-за ее малочисленности. Переход к всеобщей обязанности (весна 1918 г.) укрепил Красную Армию кадрами (призыв бывших офицеров) и массой (всеобщая воинская обязанность). 5. Создание основ советского права:
|