Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические идеи Древней Руси






 

Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - " Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Линия, намеченная Илларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для " Повести временных лет" (начало XII в.), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Если Илларион в " Слове" стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в " Повести" дает их историческое обоснование.

Наметившаяся к XII в. тенденция к феодальной раздробленности вызывала все большее беспокойство передовых политических деятелей. Оно нашло отражение в " Поучении" князя Владимира Мономаха своим сыновьям. Усилиями Владимира временно возродилось начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, несколько сглажены острые социальные противоречия. Эти обстоятельства и нашли отражение в его " Поучении" - завещании сыновьям быть мудрыми князьями, продолжать политику укрепления и единения Русского государства, умиротворения внутренних раздоров в нем.

Характерно, что в " Русскую Правду" (XI-XIII вв.) - памятник права раннего феодального общества, отразивший и закрепивший становление феодальных отношений, социальной дифференциации, феодального землевладения и феодальной зависимости - в период правления Владимира Мономаха вводятся статьи, ограничивающие сроки взимания процентов по денежным долгам, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается и бить смерда без вины. Значение этих статей не следует переоценивать. Они были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и сыграли временную роль как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы. " Русская Правда" как кодекс раннего феодального права закрепила эксплуатацию холопов, закупов и других категорий населения, попавших в феодальную зависимость. Но появление этих статей отражало требования угнетенных масс, их стремление если и не к освобождению от эксплуатации, то, по крайней мере, к ее ограничению. Показательно, что эти же мотивы со временем появляются и в летописях Великого Новгорода, превратившегося в боярскую республику.

Вторая половина XII - первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил русской земли, идеи борьбы против феодальной раздробленности, ослаблявшей Русское государство, и боярского засилья. Громадный след в русской политической идеологии оставило " Слово о полку Игореве", написанное неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

Основная патриотическая идея " Слова" - идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы.

Логика единства земли русской, пронизывающая " Слово о полку Игореве", должна была привести и привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти. Эта идея, рассматриваемая главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в другом произведении литературы XII-XIII вв. - " Молении Даниила Заточника".

Автор " Моления" находится в заточении и обращается к князю с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Беды Даниила и всех " сирот" - от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Все свои надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной княжеской властью. Установление единовластия князя - основная идея произведения.

 

23. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В " СЛОВЕ О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ"

Генезис русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI-XII вв. Древнерусское государство переживало свой культурный расцвет. Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление разнообразных исторических и правовых произведений самых разнообразных жанров (хроники, трактаты, правовые сборники и т. д.). Культурным подъемом отмечено княжение Ярослава Мудрого (1019-1054). Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания в городах, принятие правового сборника - Русской Правды, взаимоотношения с другими странами) способствовала развитию политико-правового мышления.

Первый русский политический трактат " Слово о Законе и Благодати" был написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом, о котором известно из скупой летописной характеристики: " Ларион муж благ, книжен и постник". Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина " закон" в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина (в данном случае государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного Учения и воплощением его требований непосредственно в своем " сведении" и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в регулятивном действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только " на при-уготование Благодати и Истины". Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, так как сначала, словно " скверный сосуд", омывается " водой-законом", а затем становится способным вместить уже " молоко Благодати". Закон и Истина не противопоставляются друг другу - напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет). " Слово о Законе и Благодати" утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире. В " Слове..." он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран. Князь Владимир владычествовал не в " худой земле", а в той, которая " ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли". Иларион характеризует его как " единодержца всей земли", сумевшего " покорить под ее окружные страны" (в данном случае - части русской земли). Власть великого князя крепка и основана на " правде". В Ярославе Иларион видит преемника Святослава и Владимира. Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как " причастник Божественного царства", обязанный перед Богом отвечать " за труд паствы лю-дий его", обеспечивать мир (" ратные прогони, мир утверди, страны укороти") и хорошее управление (" глады угобзи... боляры умудри, грады разсели").


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал