Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировая политика и глобальные проблемы современности.
Современный мир можно охарактеризовать как сложную и противоречивую систему отношений. Растет политическое, экономическое и культурное развитие стран. Идет поиск их новой самобытности на национальном и региональном уровнях. Складываются новые центры экономического и политического влияния в мире, сталкиваются и пересекаются интересы различных государств и народов. Перед мировым сообществом в этих условиях возникают новые требования. Прежде всего, это утверждение идеалов независимости и партнерства в межгосударственных отношениях, предотвращение образования новых блоков и разделительных линий между ними и неуклонное соблюдение всеми государствами норм и принципов международного права. Система международных отношений имеет самостоятельное значение, развивается по одним ей присущим закономерностям. Главным компонентом системы международных отношений является внешняя политика государств. Она издревле являлась одной из важнейших функций и сфер любого государства и занимает важное место в современной системе международных отношений. Внешняя политика, ее характер и направленность зависит от внутреннего положения государства, тесно связана с внутренней политикой и ситуацией на международной арене. Внешняя политика в отличие от внутренней осуществляется в другой среде, гораздо более сложной и разнородной, в значительно меньшей мере управляемой и контролируемой со стороны внутренних политических сил. В мировой политической мысли существует несколько концепций внешней политики. Одна из них — теория политического реализма, связанная с именем известного американского политолога Ганса Моргентау. Эта теория была разработана им сразу же после окончания второй мировой войны. В ее основе лежит библейская концепция об изначальной греховности и склонности человека к злу вследствие его постоянного стремления достичь большего, чем он может на самом деле. Этим Моргентау объясняет борьбу людей между собой за власть и силу. Эта борьба, по его мнению, может привести к подрыву и самоуничтожению общества и государства. Поэтому внутри каждой страны и общества для всех устанавливают правила и нормы, границы действий. Для этого существует центральная власть, законы, полицейские и судебные органы, которые подавляют, приглушают конфликты в обществе, государстве. На международной арене, по мнению Моргентау, борьба за власть, силу и выживание разворачивается в еще более широких масштабах. Подчеркивая главенствующую роль " национальных интересов" во внешней политике государств, Г. Моргентау и другие представители попытались дать им соответствующую классификацию. С одной стороны, они выделяли постоянные, основополагающие интересы: • защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности; • развитие внешней торговли и рост инвестиций; • защита интересов частного капитала за границей; • взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса. С другой стороны, они различали промежуточные интересы: • интересы выживания (угроза существованию самого государства); • жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности и благосостоянию наций); • важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны); • периферийные или мелкие интересы (имеющие локальный характер). Объявляя национальные интересы стержнем внешней политики любого государства, Г. Моргентау отдавал особое предпочтение американским национальным интересам. Разрабатывая " теорию национальных интересов", первостепенное значение он придавал силе. Он исходил из того, что внешняя политика будет успешной только в том случае, если она опирается на силу, и именно ее он считал необходимой предпосылкой политического преобладания США в Европе, Азии и во всем мире. Среди зарубежных политологов, занимающихся проблемами внешней политики, ее теорией, весьма популярным является Дж. Розенау — профессор политических наук университета штата Огайо. Наиболее известны его работы, посвященные взаимосвязи национальной и международной политических систем, внутренним источникам внешней политики, соотношению международной и внешней политики государств. Конструируя свой вариант теории внешней политики, Розенау группирует многочисленные факторы, подчас очень разнообразные, в единую систему. Он объединяет факторы в пять групп. 1. Индивидуальные факторы, включающие личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, которые отличают их внешнеполитические выборы (отношения) от внешнеполитических выборов других политических деятелей. 2. Ролевые факторы, имеющие отношение к внешнему поведению государственных деятелей, обусловленному исключительно ролями, которые они выполняют, и осуществляемому независимо от индивидуальных характеристик этих деятелей. 3. Правительственные факторы, которые включают аспекты правительственной структуры, ограничивающие или расширяющие диапазон внешнеполитического выбора политических деятелей. 4. Общественные переменные, которые включают в себя неправительственные аспекты общества, влияющие на его внешнее поведение: основные ценности общества, степень национального единства, степень промышленного развития и др. 5. Системные переменные, охватывающие те аспекты внешнего окружения общества или любых действий, происходящих за рубежом, которые влияют на внешние политические выборы (решения) политических деятелей (географические реальности, " идеологические" вызовы со стороны потенциальных агрессоров, стабильность правительств в странах — объектах внешней политики данного государства и т.д.). По мнению самого автора, его теория не в состоянии охватить все аспекты внешней политики государств, но он справедливо утверждает, что лучше иметь несовершенную теорию, чем не иметь никакой. В 50—60-х годах XX века среди западных ученых получила широкое распространение попытка осмысления государственной, в том числе и внешней, политики с помощью кибернетики. Государство, страна, нация описываются как кибернетическая система, имеющая " входы", " выходы" и управляющаяся с помощью механизма обратной связи. Взаимодействия между государствами описываются в терминах движения и обмена информацией. Американский политолог К. Дойч создал на этой базе " кибернетическую" модель внешней политики, соединив теорию коммуникаций с исследованиями в рамках политической науки. Он изображает страну в качестве многостороннего рынка товаров и ресурсов, основанного на рынке факторов производства. Граница между рассматриваемой системой — страной — и внешней средой определяется Дойчем как нарушение непрерывности в потоке деловых контактов и согласованности действий. Для сильного государства имеет смысл не разрушать связи, а укреплять их, расширяя таким способом свое влияние во внешнем мире, чтобы не прибегать к грубым методам насилия. Исходя из определения страны, Дойч дает определение автономии и суверенитета. Подход Дойча вносит новые идеи в анализ внешней политики " как большой системы" и является полезным теоретически. Следует, однако, признать, что ни одна из существующих концепций не дает полного и окончательного представления о теории внешней политики государств, хотя все вместе они проливают определенный свет на сложную и противоречивую проблему внешней политики. Например, если мы бросим ретроспективный взгляд на историю человечества, то увидим ее не как процесс совершенствования международных отношений, а как почти сплошную череду войн, уносящих в небытие достижения цивилизаций. За последние 5, 5 тыс. лет мир на Земле царил лишь 300 лет, в остальное время произошло более 15 тыс. войн, которые только в Европе унесли в XVII в. 3 млн. жизней, в XVIII в. — более 5 млн., в XIX в. — 6 млн., в XX в. — более 100 млн. После второй мировой войны, с созданием в США и СССР ядерного оружия и других средств массового уничтожения человечество вообще оказалось на грани катастрофы. Поэтому во внешней политике ведущих государств стал постепенно изживаться принцип баланса сил и лежащая в его основе формула общественного развития за счет интересов других стран и народов. Приоритетное значение приобретает принцип баланса национально-государственных интересов, предполагающий учет общечеловеческих ценностей, и органически связанный с ним принцип мирного сосуществования, выдвинутый правительством России еще в начале 20-х годов XX в. В теории эти два принципа равновелики и означают отказ от войны как средства внешней политики государств, строгое уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга, невмешательство во внутренние дела, признание за всеми странами и народами права самостоятельно решать свою судьбу, развивать взаимовыгодное экономическое, культурное и политическое сотрудничество. В жизни, однако, происходит иное. Поиски баланса интересов между сверхдержавами (СССР и США) мирным путем привели, с одной стороны, к окончанию эры " холодной войны" и предотвращению новой мировой войны " горячей", воссозданию германского единства и усилению интеграционных процессов в Западной Европе в целом; с другой стороны — к распаду социализма как единой мировой социально-экономической и политической системы, развалу СССР не только как сверхдержавы, но и как государства — субъекта мировой политики вообще. К тому же все быстрее стал набирать обороты процесс дезинтеграции в России, в странах Восточной Европы и практически во всех странах ближнего зарубежья, которые образовались на обломках СССР, провозгласив свой суверенитет. Следовательно, принцип баланса интересов, открытый Г. Моргентау, пока явно " работает" на одну сторону; он не стал основой прогресса цивилизации, каковым, по идее, должен быть. Да и в ближайшее время положение вряд ли изменится. А если изменится, то народам стран с высоким уровнем жизни придется " подтянуть пояса", так как сырье и энергия, которыми они пользуются, весьма ограничены и зачастую имеют иностранное происхождение; им тогда придется " делиться" с их хозяевами — народами стран, обладающими этими ресурсами. Именно здесь кроется, на наш взгляд, корень всех противоречий во внешней политике государств и в международных отношениях. Потому на практике принципы балансов интересов и мирного сосуществования по-прежнему уступают место принципу баланса сил, иначе говоря, силовому давлению, вмешательству одной страны (группы стран) во внутренние дела других государств. Особенно это наглядно видно на примере разработки и осуществления внешней политики США. В противоположность отечественным ученым и лидерам, утверждающим, что Россия по-прежнему является великой державой, на Западе многие политологи придерживаются совершенно обратной точки зрения. Так, некоторые американские политологи по поводу возможности применения США вооруженной силы против Ирака, прямо говорят: " США — единственная великая держава, которая может позволить себе то, что другие страны позволить не могут". Комментарии здесь, как говорится, излишни. При изучении вопроса о глобальных проблемах безопасности нужно акцентировать внимание на том, что эти проблемы являются составной частью комплекса глобальных проблем современности, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и требуют для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. Причем ключевой из них закономерно считается проблема сохранения и упрочения мира на Земле, что, собственно, и предусматривают меры по обеспечению международной безопасности. Если взять за точку отсчета современности последние двадцать лет, то нетрудно заметить, что впервые эти крупномасштабные меры были изложены в заявлении руководства СССР от 15 января 1986 г., содержавшем программу полной и повсеместной ликвидации к 2000 году ядерного оружия при эффективном запрете ударных космических вооружений. Затем последовали советско-американские встречи в верхах и достигнутые на них договоренности по тактическим и стратегическим ядерным силам (1986, 1987, 1991 гг.), началась и проводится многотрудная работа с целью их реализации, в том числе путем перевода (конверсии) объектов военно-промышленных комплексов на производство гражданской продукции. В конце 1992 г. был подготовлен новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) между США и Россией — правопреемницей СССР. В соответствии с ним обе страны должны сократить не позднее 2003 г. до 3—3, 5 тыс. ядерных боеголовок у каждой и уничтожить все баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками. Этот важный документ подписан на очередной встрече в верхах в январе 1993 г., но Россией ратифицирован только в апреле 2000 г. в связи с возникшими противоречиями. Международная безопасность обеспечивается также решениями ООН и ее специализированных органов (Совета безопасности и др.), регулярных встреч лидеров наиболее развитых стран, договором 22 государств об обычных вооруженных силах в Европе, мерами, принимаемыми с 1973 г. совещаниями по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), с 1995 г. — ОБСЕ. Последние следует выделить особо, поскольку они являются результатом коллективного творчества представителей не только европейских, но и североамериканских стран и ориентированы на укрепление мира в целом, хотя здесь по-прежнему немало проблем. В заключение можно отметить, что наибольшую угрозу для всеобщего мира ныне представляют региональные конфликты, число и размеры которых не уменьшаются, а, наоборот, возрастают. Если раньше они имели место далеко за рубежом, то в последнее время бушуют уже на территории России и сопредельных стран, что напрямую связано с развалом СССР как важного субъекта мировой политики и гаранта международной безопасности. Принимаемые здесь меры малоэффективны и нередко ведут лишь к обострению обстановки. К тому же они неадекватны настроениям и конфликтующих, и широких кругов общественности. Неоднозначна, например, была реакция в отношении международных санкций (под эгидой ООН и с участием России) против Сербии и Черногории, других балканских государств; военно-гуманитарной помощи США под флагом ООН Сомали; все чаще раздаются голоса в связи с движением НАТО на Восток о возможном его участии в разрешении региональных конфликтов на территории бывшего СССР. Вольно или невольно, но создается совершенно определенное мнение, что многие политики на Западе понимают принцип баланса интересов во внешней политике прямо противоположно тому, как его определил и обосновал автор — знаменитый американский политолог Г. Моргентау, шедший, кстати, зачастую " против течения". Все эти вопросы требуют глубокого и всестороннего изучения, в том числе, разумеется, средствами политологии.
|