![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интервьюер и обстановка опроса как факторы общения.
Любой опрос – это «вербальное поведение в определенных условиях», и на его исход влияет большое количество прямых и косвенных факторов. В стране, где опросы никогда не проводились, первый опрос может вызвать настороженность, отказ отвечать на вопросы интервьюеров. С самого начала изучения общественного мнения социологи задавались вопросом: как строить общение? Причины, заставляющие человека соглашаться на участие в опросе: 1) рефлекс вежливости (индивидуально-личная причина) 2) желание повлиять на что-либо (сугубо социальный акт) = меньше всего отказов 3) желание, потребность высказаться Механизмы, работающие на отказ от опроса/уход от ответа (по Пинто и Гравитцу): 1) «бегство» 2) «рационализация» (когда интервьюируемый отвечает так или иначе не по своим убеждениям(которые не представлены в выборке), а по рациональным причинам) 3) «идентификация» (опрашиваемый стремится оправдать представление, составленное о нем интервьюером) 4) «забвение» (того, что связано с отрицательными эмоциями) Готовность респондента принять участие в опросе сильно зависит от МЕТОДА опроса, от самой СИТУАЦИИ опроса, которые также значительно влияют на качество информации (результаты). Интересно, что разные группы респондентов по-разному воспринимают каждый способ коммуникации. Типичные обоснования негативных реакций респондентов: 1) Неуверенность – 19% 2) Занятость/отсутствие интереса – 15% 3) Страх – 14%
· Ссылка на «недостаток времени» часто скрывает более серьезные истинные причины отказа – отсутствие интереса к опросу как таковому (восприятие его как ненужного дела). · У каждого пятого человека опрос вызывает чувства тревоги и неуверенности в себе. · Более уверены в себе молодые люди. + Нежелание участвовать в опросах прямо пропорционально возрасту. · Нежелание отвечать по политической проблематике связано с отношением к власти/ из соображений политической безопасности / в силу неприязни к представителям официоза. · Наблюдается увеличение доли женщин среди отказников + лиц старших возрастов (40-50-летних) + образованных людей. · Социологи обобщают интервьюируемых, исходя из моделей их поведения в ходе опроса («робкий», «нерешительный», «болтун», «спорщик», «шутник»). Герберт Хаймэн выделяет 2 модели поведения опрашиваемого: 1) думает о том, как выполнить стоящую перед ним задачу (ответить на вопросы) – возрастает ДОСТОВЕРНОСТЬ, КАЧЕСТВО материала 2) заботится о своих отношениях с инервьюером – возрастает КОЛИЧЕСТВО материала, но его ЦЕННОСТЬ ПАДАЕТ ВАЖНОСТЬ ФИГУРЫ АНКЕТЕРА ДЛЯ ОПРОСА!!! от него зависит, дойдет ли дело до вопросов и насколько серьезно к ним отнесутся à деятельность анкетера должна быть строго регламентирована + должно проходить инструктирование + обучение и контроль за их деятельностью à проблема обучения и подбора кадров!!! (от этого зависит степень оперативности проведение опроса, знания интервьюерами местных условий, доверия к полученным материалам) · Интервьюер должен быть: внимательным и вежливым, вызвать интерес у респондента, объяснить, что речь идет не об экзамене, что все ответы равноправны и интересны. · Сходство с опрашиваемым (пол, возраст, образование) улучшает атмосферу интервьюирования. · Сильная связь между расой интервьюера и ответами на вопросы расовых отношений. Методические требования к интервьюерам: 1) приветствие 2) представления от имени фирмы 3) получение согласия респондента 4) обещание анонимности результатов опроса 5) формулировка цели опроса Проблема опроса – присутствие лиц, не имеющих отношения к интервью (особенно если они знакомые/родные). à очень важно предоставление анкетеру возможности работать наедине с респондентом. Технологии производства социологической информации: 1) программа исследования с целями, задачами, гипотезами, понятийным аппаратом 2) выборка, ее характер, кол-во будущих опрашиваемых 3) методика + содержание вопросов 4) полевые работы (беседы с респондентами) 5) обработка ответов на ЭВМ 6) анализ и интерпретации результатов 7) представление результатов заказчиков
|