![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История. Официальная дата рождения города 4 октября 1916 гСтр 1 из 4Следующая ⇒
Официальная дата рождения города 4 октября 1916 г. Назван он был Романов-на-Мурмане и под этим названием просуществовал до апреля 1917 г., причиной изменения названия на просто Мурманск стала Февральская революция 1917 г. Планы строительства здесь порта существовали еще в XIX в. Вступление России в августе 1914 года в войну подтвердило самые наихудшие опасения, когда черноморские порты и Санкт-Петербург оказались блокированными противником, а с наступлением зимы прекратилась навигация в Архангельске. Единственным выходом было срочное строительство нового порта на севере России. В конце июня - начале июля 1915 года были проведены первые плановые работы на территории будущего порта, а уже 1 сентября того же года к временной пристани ошвартовался первый пароход " Дротт" с грузом из Нью-Йорка. Таким образом, 1 сентября можно считать днем рождения Мурманского порта. Меньше чем за год был построен участок железной дороги до Кандалакши и по нему пошли первые поезда. В некотором смысле можно сказать, что в те годы было " прорублено второе окно в Европу". Время подтвердило правильность выбора. Благодаря теплому течению Гольфстрим климатические условия в этой части Кольского полуострова относительно мягкие - залив не замерзает даже в суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовой проводки. Ширина Кольского залива и глубины фарватера позволяют заходить и становиться на якорную стоянку практически любым судам - без ограничений по длине или осадке. Именно благодаря наличию порта и железной дороги Россия получила возможность освоения природных богатств Кольского полуострова, на трассу Северного морского пути и к архипелагу Шпицберген. После начала Второй мировой войны через порт шли грузы на Испанию, а в годы Великой Отечественной войны - принимал и разгружал караваны судов стран-союзников. В послевоенные годы порт интенсивно развивался. Строились новые причалы, подъездные пути и перегрузочные комплексы, в порту появлялась новая техника, совершенствовалась технология работ. Широкомасштабное освоение природных богатств Кольского полуострова и регионов Крайнего Севера России, которое происходило в то время, требовало надежного транспортного обеспечения. И порт всегда успешно справлялся с этой задачей. Город рос быстро, но до 1930-х гг оставался целиком деревянным, тротуары были тоже из дерева. С началом освоения Северного морского пути Мурманский порт стал его главной базой и опорой. 2 августа 1933 г пароход «Челюскин» начал отсюда свой рейд, который, как известно, закончился катастрофой, но явил пример стойкости и мужества моряков-полярников и летчиков, вывозивших их с дрейфующей льдины. 5 августа 1933 г у причалов Мурманска ошвартовались боевые корабли, пришедшие с Балтики, положив тем самым начало созданию Северного военно-морского флота страны. Первые налеты вражеской авиации город пережил уже 22 июня 1941 г., а всего за эту войну на город и порт было совершено 792 налета, сброшено 185 тысяч авиабомб. Больше — только на Сталинград. Из 2830 зданий, имевшихся в городе на начало лета 1941 г., уцелело только 990. В Мурманске базировалась сильнейшая система ПВО. Горожане пожилые люди, женщины, подростки — жили и трудились фактически в прифронтовых условиях. Принимали союзнические конвои (из Англии и США), доставлявшие оружие, танки, самолеты, продовольствие. Ремонтировали в три смены наши боевые корабли, сражавшиеся с немецкими подлодками, нападавшими на конвои. В портовых мастерских собирали автоматы и готовили боеприпасы. И даже в убежищах шили обмундирование, делали рыбные консервы. За годы войны Мурманский порт обработал 351 судно и отправил 12 814 вагонов с грузами по железной дороге. За вклад в оборону Заполярья в 1985 г Мурманск был удостоен звания «Город-герой». После окончания войны порт был возрожден заново. Благодаря освоению природных богатств Кольского полуострова через порт пошли новые грузопотоки: железорудный и апатитовый концентраты, продукция Кандалакшского алюминиевого завода. К 1980 году Мурманский порт стал по грузообороту одним из пяти крупнейших портов страны. Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт - Петербургского порта) портом северо-западной части России. Мурманский морской торговый порт занимает особое место среди северных портов России. С одной стороны это связано с уникальными природно-климатическими условиями и географическим расположением Мурманского порта. С другой стороны - это его история и сегодняшний день, которые чрезвычайно богаты значительными событиями. Многие, но далеко не все знают, что, находясь за Полярным Кругом - на северной широте 68° 58' Мурманский порт, в отличие от других портов Северо-Западного региона России, не замерзает круглый год. Порт сравнительно близко расположен к портам Западной Европы и через него осуществляется выход на трассу Северного Морского Пути. Именно поэтому с момента появления на карте России Мурманский порт приобрел и сохраняет важное стратегическое значение для всей страны. Мурманский морской торговый порт сегодня - это огромный транспортный узел, связавший воедино автомобильный, железнодорожный и морские пути сообщения. Это предприятие с грузооборотом более 10 млн. тонн, со значительным потенциалом и хорошими перспективами для дальнейшего развития.
|