Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы развития социологии в России.
В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.
Первый этап — 1860—1890 гг.
Второй этап — 1890 г. — начало XX в.,
Третий этап — первая четверть XX в.
Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в.
Пятый этап — конец 50-х — 90-е годы XX в.
Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с ПОЗИТИВИЗМОМ. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России. Усвоение идей Конта шло быстро, и, как писал Н.И. Кареев, “в исходе шестидесятых годов позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход” /132/.
Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторический эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества.
1. Социологические теории народников
2. Субъективная школа
3. Натуралистическое направление.
4. Органицизм.
5. Психологическое направление.
6. Плюралистическая школа Ковалевского
7. Ортодоксальный марксизм.
Социальные технологии. Инженерно-управленческий труд.
Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.
По способам реализации различают социальные технологии: - основанные на государственном патернализме; - основанные на самозащите каждой отдельной личности; - совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.1.Инженерно-управленческая деятельность представляет собой разновидность управления в общественных системах, в которой в системном единстве соединяются функции инженерной и управленческой деятельности, она имеет свою специфику, структуру, функции, этапы становления и развития. Суть инженерно-управленческой деятельности заключается в выполнении ее субъектом (руководителем производственной организации, инженером-управленцем) функций, вязанных с техническим и организационным обеспечением производства и административным управлением работниками.2. Характер складывающихся на основе и в результате инженерно-управленческой деятельности управленческих отношений зависит от таких факторов, которые могут как стабилизировать, так и дестабилизировать их: содержания, организации и условий труда, межличностных отношений в коллективе, его сплоченности, социально-психологического климата, стиля руководства, деловых и личностных качеств руководителя и подчиненных, личностного потенциала работников, уровня социальной напряженности и др.3. Инженерно-управленческая деятельность складывается из таких взаимосвязанных функций, как интегративная, функция принятия решений, информационная, мобилизационная, оптимизирующая, познавательная, производственно-экономическая, обеспечения оптимальных санитарно-гигиенических условий труда, коммуникационная, регулятивная, социально-психологическая, воспитательная, организационная (стабилизационная) и др.4. Особенно большое значение в инженерно-управленческой деятельности имеют функция организационная (стабилизационная) и функция принятия решений. Первая заключается в обеспечении стабильности коллектива, прогнозировании потребностей в кадрах, и практическом удовлетворении этих потребностей; вторая - в определении действий, обеспечивающих надлежащий ход технологических, экономических и социальных процессов в производственной организации.5.Главными факторами повышения эффективности инженерно-управленческой деятельности выступают ее гуманитаризация и приведение в действие социальных резервов производства. Первый фактор связан с развитием гуманитарной культуры в подготовке и деятельности инженеров-управленцев, использованием в их работе социологических методов анализа жизнедеятельности руководимой системы, социально-психологических приёмов воздействия на работников, выявляемых социологией и психологией, законов, механизмов человеческого взаимодействия, человековедческих технологий. Второй фактор - с умелым использованием социальных резервов производства;
74. Категория «социальное» в социологии. Социальный процесс.
При определении предмета социологии социологи чаще всего обращаются к категории «социальное», тем самым подчеркивая, что в этом заключается ее отличие от других наук, которые изучают общество: экономики, политология и тому подобное. Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и от-ношений, которые носят название социальных.
Социальное в отечественной социологии имеет несколько значений. 1) им обозначают определенную сферу общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности членов общества, происходит взаимодействие различных общностей людей, различающихся по возрастному, имущественному, национальному и другим признакам. Когда говорят о явлениях, связанных с социальной сферой, имеют в виду проблемы заработной платы и социальной защиты, национальные и классовые отношения, проблемы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Однако при таком употреблении термина «социальное» многие явления социальной жизни (в частности, политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни. 2) термины «социальное» и «общественное» зачастую используются как полностью идентичные. При такой трактовке социальное корреспондируется лишь с общественным. Конечно, общество — высшее образование, детище социального. Только в обществе как целостности социальное как особое свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное шире общественного, оно может характеризовать и межгрупповое взаимодействие, взаимодействие в малых группах и т.д3) «социальное» в самом широком смысле, как качественно новая, особая, специфи-ческая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни. Социальное пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни - как его элементарные формы, так и сложные образования и системы.
В социологии социальное понимается как: 1) свойство, внутренне присущее индивидам и сообществам, которое формируется в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные от-ношения. 2) социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, сообществами) как результат выполняемых человеком опреде-ленных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом сообщества. 3) социальное является результатом взаимодействий и может быть выражено в куль-туре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.п.
Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальным процессом. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.
|