Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фактичний и правовий змист загального природокорист-ня , межи здийянення и правови гарантии
Итак, содержание права природопользования составляет комплекс прав и обязанностей субъектов права природопользования (природопользователей), установленных нормами действующего законодательства или договору, заключенному между участниками отношений по поводу природопользования. Права и обязанности природопользователей имеют четко определено законодательством направления: а) обеспечение эффективного использования природных ресурсов; б) обеспечение комплексной охраны природных ресурсов и их воспроизводства; в) соблюдение требований и обязанностей по обеспечению реализации прав и обязанностей других участников отношений по поводу природопользования. В соответствии с вышеизложенным природопользователей имеют право: - Осуществлять в установленном порядке общее и специальное природопользование, использовать полезные свойства природных ресурсов, в том числе использовать в установленном порядке для своих хозяйственных нужд природные ресурсы, находящиеся на предоставленных в пользование землях (полезные ископаемые местного значения, торф, водные ресурсы и т.д.); - Собственности на произведенную продукцию и доходы, полученные в результате использования природных ресурсов, и право распоряжения ими; - Сооружать производственные, жилые, культурно-бытовые здания, гидротехнические и водохозяйственные объекты, дороги, необходимые для природопользования и охраны и воспроизводства природных объектов; - В соответствии с установленным законодательством порядком передавать природные ресурсы во вторичное пользование; - Обжаловать в установленном порядке решения государственных органов и должностных лиц, нарушающих права природопользования; - Получать от нового владельца, природопользователя или местной компенсацию за улучшение качества природных ресурсов в случае их изъятия или добровольного отказа от дальнейшего использования; - Получать льготное кредитование на выполнение мероприятий, направленных на охрану и воспроизводство природных ресурсов; - Пользоваться льготами при налогообложении при условии выполнения мероприятий, направленных на воспроизводство и охрану природных ресурсов; - Требовать защиты нарушенного права природопользования через судебные органы, начиная с устранения препятствий реализации права самостоятельного распоряжения правом природопользования до компенсации ущерба, причиненного природным ресурсам, которые находятся в пользовании природопользователя. Обязанности природопользователей: - Обеспечивать использование природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления в пользование; - Рационально и экономно использовать природные ресурсы, соблюдая требования по срокам природопользования, непревышения установленных норм, нормативов и лимитов использования природных ресурсов; - Своевременно вносить плату за использование природных ресурсов; - Не допускать снижения качества природных ресурсов путем внедрения новейших технологий в процессе их использования, осуществления мероприятий по предотвращению порчи, загрязнения и истощения природных ресурсов, внедрение природоохранных технологий производства;
- Не нарушать права других собственников и природопользователей по их права природопользования;
- Компенсировать вред, причиненный другим лицам в процессе использования природных ресурсов. Юридический факт является основанием осуществления права общедоступного природопользования. Так, закон связывает возникновение этого права с самим актом волевого действия гражданина по свободному пребыванию в лесу, сбору дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., по общему водопользованию, общему использованию дикого животного мира (ст. 11 Закона Украины «О животном мире») и др. Существенным здесь является сам факт нахождения в лесу, пользование водой с водных объектов общего пользования и т. Д. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов (ст. 76 Земельного кодекса РСФСР) предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель: • используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки и т.п.); ▪ служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, пляжи, водоемы и т.п.); • полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов; • других земель, служащих для удовлетворения нужд города. Каждый соответственно осуществляет свое право общего землепользования на названных землях. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством. Однако общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами. К сожалению, решение о запрещении купания все чаще принимается по санитарным соображениям из-за высоких уровней химического и биологического загрязнения водоемов.
28.Правове регулювання спец. Природокр-ня: основни ознаки та види. Специальное природопользование - производственно-хозяйственное использование природных объектов (добыча полезных ископаемых, рубка леса). Признаками (особенностями) общего природопользования являются:
---целью природопользования выступает необходимость удовлетворения жизненно необходимых, естественных потребностей человека; --субъектами его осуществления выступают физические лица, граждане; ---природные объекты не закрепляются за конкретными лицами; --для его осуществления не требуется получение специального разрешения от компетентных государственных органов; ---безвозмездный характер. Признаками (особенностями) специального природопользования являются:
целью природопользования является осуществление производственно-хозяйственной или иной специальной деятельности; субъекты природопользования - предприятия, организации, граждане, наделенные специальной экологической правосубъектностью; закрепление обособленной части объекта по отдельным лицом на праве пользования или аренды; необходимость получения специального разрешения для использования природного объекта; возмездный характер. Специальное природопользование реализуется в формах: • комплексного природопользования, • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование.
|