Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика архитектуры золотоордынской Булгарии (Улус Джучи).
До 16 в. Золотая Орда имела название Улус Джучи по имени старшего сына Чингисхана. В начале 40-х гг. 13 в. по приказу хана разворачивается строительство новой столицы Улуса Джучи города Сарая на Нижней Волге. Улус Джучи был создан монгольскими ханами. Монголов же в Европе называли татарами, этот этноним и перешел на население Золотой Орды. Со временем, много столетий спустя, он закрепился за булгарами. Однако современные татары, особенно поволжские, обязаны своим происхождением не монголам, а булгарам и кыпчакам. К монгольским завоевателям они не имеют никакого отношения. Изменяется структура архитектурных и градостроительных типов Булгарии, из-за влияния традиций Ближнего Востока и Азии. Архитектура золотоордынской Булгарии имела высокий уровень развития: большое количество кирпичной архитектуры, фонтаны, керамические трубы, … Новой столицей становится город Булгар – старинный город мысового типа – располагался на верхних террасах берега реки, имел линейную планировку (характерен для кочевых хазар – использовался в зимнее время года). В домонгольское время сложилось два планировочных элемента – цитадель и внутренний город, в золотоордынский период прибавился третий – внешний город. Город Булгар: - площадь города – 400 га, - веерная схема связей в структуре внешнего города, - цитадель, внешний и внутренний город имели свои укрепления – рвы, валы, дубовые стены, - нерегулярность улиц и площадей, - планировочная структура внешнего и внутреннего города состояла из магистралей, которые выполняли роль транзитных дорог и не обстраивались зданиями, - между магистралями формировались плотно застроенные квартала, которые имели собственные высокие ворота и заборы (были разные по форме и размерам, отделялись неупорядоченными межквартальными пространствами), - замкнутость внешнего периметра во всех застройках (цитадель, общественные и жилые комплексы), - структура квартала: деревянные дома, хозяйственные клети, юрты; в центре – дом родоначальника и мечеть (одна улица, переулки, тупики), - возникли первые крупные монументальные комплексы – большая соборная мечеть, некрополь, несколько мечетей, вокруг них – 2 площади (возле соборной мечети и черной палаты) – внутренний город, - появление кирпичных и белокаменных зданий во внешнем городе (Белая палата, малый минарет с усыпальницами), - наблюдается тенденция к фасадности, большее внимание к формировании магистралей, - возле внешних ворот – торговые площади, - рядом с пристанью рас полагался главный базар. Основные черты сельджукского стиля: - геометрическая четкость объемов, - высокий цоколь, расходящийся книзу, - купольные плоские и шатровые крыши, - ступенчатость силуэта, - арочные и стрельчатые проемы, - заполнение дисковым оконным стеклом в гипсовой решетке, - вставленные одна в другую ниши, - утонченность (влияние Средней Азии), - компактность форм, - куб, держащий восьмерик, крытый куполом или шатром восьмигранным – форма мечети, мавзолея (Черная палата – 14 в., Восточный мавзолей – 14 в.), - появление фасадности, имперской пышности в обработке объемов, - черты романского стиля в колоннах: 8граные колоны с 4гранной расходящейся кверху капителью, основание колонн – четверик сос кошенными углами, - способ кладки из известкового камня: по краям – большие, в середине – мелкие камни, перемешивали с известью; снаружи – облицовка тесанными камнями, внутри – цветные изразцы, цветная штукатурка, роспись геометрическим и растительным орнаментом, - глубокий фундамент (120 см), кладка – «шов в шов», - кладка стен – в шахматном порядке.
|