Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль человека на земле
Назначение человека. Бог сотворил людей по образу и подобию Своему, – дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу для того, чтобы, познавая Бога, уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом. Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. В Божьем мироздании нет и не может быть ничего бессмысленного. И если человек живет без веры в Бога, не по заповеди Божией, не для будущей вечной жизни, то и существование такого человека на земле становится бессмысленным. Для людей, живущих без Бога, жизнь кажется непонятной и случайной, и сами такие люди часто бывают хуже зверей. Каждому человеку, чтобы выполнить свое назначение на земле и получить вечное спасение, необходимо, во-первых, познать истинного Бога и правильно веровать в Него, т. е. иметь истинную веру, и, во-вторых, жить по этой вере, т. е. любить Бога и людей и творить добрые дела. Для нашего спасения необходимы правильная вера и жизнь по этой вере (добрые дела). Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, т. е. своими добрыми делами исполняет волю Божию. Добрые дела есть выражение нашей любви, а любовь есть основание всей христианской жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единого, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Так Бог делом проявил Свою любовь к людям. А та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не есть истинная любовь, а есть любовь только на словах. Вот почему Слово Божие говорит: «Вера без дел мертва есть». Сам Господь Иисус Христос сказал: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Мы получили от Бога также и особые средства для того, чтобы различать добрые дела и худые (злые). Это закон Божий внутренний, или совесть, и закон Божий внешний, или заповеди Божьи. Совесть – это внутренняя духовная сила в человеке или проявление духа в человеке. Совесть есть внутренний голос, который говорит нам, что есть добро и что есть зло, что честно и что нечестно, что справедливо и что несправедливо. Голос совести обязывает нас делать добро и уклоняться от зла. За все доброе совесть награждает нас внутренним миром и спокойствием, а за все недоброе и злое осуждает и наказывает, и человек, поступивший против совести, чувствует в себе нравственный разлад – угрызения или мучения совести. Но совесть, как духовная сила человека, требует развития и усовершенствования связи с другими душевными силами человека: с его умом, сердцем и волею. Ум, сердце и воля человека помрачились со времени грехопадения первых людей, отсюда и голос совести оказался слабым и недостаточным, как проявление духовной силы. И если человек не развивает в себе духовную силу, то и внутренний голос совести в человеке может постепенно уснуть и умереть (бессовестный человек). Отсюда ясно, что одного внутреннего закона совести недостаточно для человека. Даже в раю Бог открывал первым людям Свою волю. Следовательно, и в невинном (праведном) состоянии необходимым был для человека внешний Божественный закон. Тем более нужен он после грехопадения. Для того, чтобы человек всегда был на страже своей совести, Господь Бог и дал нам заповеди Божьи, которые нельзя нарушать не только делом, но и в мыслях и желаниях. Чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста или осеняем себя крестным знамением (крестимся). Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные три пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают его две природы: Божескую и человеческую. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на живот – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечо – для освящения наших сил телесных. Крестное знамение дает великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукою, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность Богу – грешим, т. е. кощунствуем. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно в начале молитвы и по окончании молитвы, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д. Когда мы крестимся во время молитвы, нужно внутренне про себя говорить: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» значит – истинно, правда, да будет так. Таинство крещения – священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения (духовно рождается), и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении своем, Он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго духа». Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Когда младенец подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжело грешат, если пренебрегают этим долгом. Так как крещение есть духовное рождение, а рождается человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в меня, у того из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой». Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только пророкам, апостолам, царям. Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук. А потом, в конце первого века, таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук. Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миром освящали непременно сами апостолы и их преемники – епископы (архиереи). И теперь освящать святым миром могут только епископы. При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произношением слов «Печать дара Духа Святого, аминь». Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть прощать грехи. Еще Иоанн Креститель проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов». Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали таинство покаяния. Для прощения грехов от исповедующегося (кающегося) требуется примирение со всеми ближними, искреннее сожаление о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство. Так, Иисус Христос, установив таинство причащения, завещал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое воспоминание». В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем». Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и называется литургией. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту в жизни, чтобы так часто причащаться. Однако св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны готовиться заранее: пост, молитва, примирение со всеми, а затем – исповедь, т. е. очищение своей совести через покаяние. Брак есть таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы благословил их Бог и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею». Иисус Христос освятил брак Своим присутствием в Кане Галилейской и сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». «Мужья, – говорит апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и продал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос – глава Церкви, Он же Спаситель тела». Поэтому супруги обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни и есть один из величайших подвигов. Елеосвящение есть таинство, в котором через помазание священным елеем больному благодатью Божьей дается исцеление от телесных и душевных болезней. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по необходимости его может совершить и один священник. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проведения елеосвящения исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли». Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; если он соделал грехи, простятся ему».
|