Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упоминания об Евхаристии в апостольских посланиях
Самое первое упоминание о совершении Евхаристии мы находим в 1 Кор. Напомню, что это послание было написано ап. Павлом в 55 г. следовательно, задолго даже до евангельских описаний Тайной вечери. Сегодня мы проанализируем два отрывка из этого послания. В I отрывке (1 Кор. 10: 16-17) апостол ссылается на то знание о Евхаристии, которое уже было у коринфян (очевидно со времени основания их церкви в 51/52 гг.). В следующей 9 главе, ст. 20-34 он более подробно критикует и комментирует Вечерю, которую совершали у себя коринфяне. I отрывок звучит так: " Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба". Почему Павел начинает здесь с " чаши"? Потому что он, как иудей, вспоминает прежде всего о праздничной пасхальной чаше, которую и называет израильским выражением " чаша благословения". Над такой чашей произносил благословение во время праздничной вечери либо отец семейства, либо раввин (учитель) в кругу учеников. Христос был как раз таким Учителем. Невозможно найти лучшего доказательства того, что Тайная вечеря была совершением законной иудейской хабуры, т.е. праздничной трапезы, имеющей религиозный и, вместе с тем, домашний характер. Последовательность такой хабуры подробно реконструирует архим. Киприан (Керн) (Евхаристия, стр. 38-39). Ритуал сводится к вкушению 3-х чаш вина, смешанного с водой. После благословения над первой чашей (" Благословен Ты, Господи Боже наш, создавший плод виноградной лозы..." Мишна) читалось благословение над опресноками (" Благословен Ты, Господи Боже наш, выводящий хлеб из земли...") и благословение праздника (" Благословен... избравший нас из всех народов и возвысивший нас над всеми языками..."). После этого приподнималось блюдо с разломанными опресноками и говорилось: " Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в земле египетской". Затем наполнялась вторая чаша и младший из семьи задавал традиционный вопрос: " Чем эта ночь отличается от других ночей? ". Глава семьи рассказывал историю рабства и исхода из Египта. После чего поднимал вторую чашу со словами: " Мы должны благодарить, хвалить, славословить..." После этих слов все пели т.н. Галлел (Псалом № 112) и поочереди отпивали из чаши. А глава семьи подавал всем части опресноков (хлеб). Евангелист Лука, рассказывая о Тайной вечери (Лк. 22: 14-20) явственно упоминает обе чаши: 17. " И, взяв чашу и благословив, сказал: приимите ее и разделите между собою... 19. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, еже за вы даемое сие творите в Мое воспоминание. 20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, яже за вы проливается". Первая чаша здесь — чаша Ветхозаветная, а вторая — чаша Евхаристическая. Следовательно, Христос преподал Евхаристическую чашу после Вечери, что подтверждает ап. Павел в 1 Кор. 11: 25 " Также и чашу после вечери и сказал: Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите... в Мое воспоминание". Но это, конечно, не просто воспоминание (как считают баптисты). Вернемся к нашему первому фрагменту ап. Павла: " Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?..." и т.д. Чаша с вином не только напоминает о пролитой крови Христа, но и приобщает к Нему. Так же и хлеб дает нам " приобщение Тела Христова" (там же). И это " тело" — то самое, которое было предано за нас на кресте. Но Павел тут же добавляет, что " Тело Христово" одновременно является всеми присутствующими, т.е. той самой " Церковью", " которая есть Тело Его" (Эфес. 1: 23). Поэтому он и говорит: " Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10: 17). В таинстве причащения для Павла особенно важно, что оно объединяет нас, многих, в одно Тело Христово и таким образом создает церковную общину. Поэтому Павел следил за тем, чтобы для причащения брался один хлеб и разламывался на куски по числу присутствующих. Т.е. это не символ, а реальное приобщение многих к единому и т.о. — друг к другу. Эту реальность Павел подчеркивает в последних стихах, говоря о реальности языческих культов. Ибо хотя сам " идол — ничто", но есть " так называемые боги" (т.е. демоны) и " язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (Там же, 20). Это многих может покоробить, потому что мы привыкли находить в греческих мифах красоту и глубину. И мы в прошлом году говорили о них как о предощущении христианства. Однако, мы говорили также о том, что все это античное язычество было пронизано колдовством и магией, теургией и оккультизмом. Но " не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" (Там же, 21). Итак, установленная на Тайной вечери Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы. В этот день хабура Христа стала Церковью, а трапеза Его учеников — Евхаристическим собранием. Евхаристическое собрание есть экклезиологическое продолжение Тайной вечери. Как Тайная вечеря едина и единственна, так и Евхаристическое собрание едино и единственно. В пространстве и во времени не существует разных Евхаристических собраний, но одно-единое, как едино Тело Христа. Ибо хлеб, который преломляют ученики, есть тот, который преломил Христос на Тайной вечери. И чаша, которую они благословляют, есть та самая чаша. " Ибо всякий раз когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он приидет" (1 Кор. 11: 26). Т.е. Евхаристия, совершаемая до Второго пришествия, есть продолжающаяся последняя вечеря Христа. Как Он пребывал с учениками на Тайной вечери, так Он пребывает с учениками на Евхаристическом собрании в евхаристических дарах: " Сие есть тело мое..." и т.д. Теперь логично перейти ко второму отрывку того же послания к Коринфянам, где Павел критикует (а следовательно и описывает!) первохристианскую агапу в коринфской Церкви (1 Кор. 11: 20-34). Агапа (α γ α π α ι ς) или " вечеря любви " была совместной трапезой, которая, собственно, и являлась первохристианским подобием вечери и венчалась собственно Евхаристией. Т.о. к Евхаристии приступали не натощак, а уже " по вечери", т.е. после насыщения. Только Карфагенский Собор 391 г. окончательно отделит агапы от Евхаристии, постановив, " чтобы к Евхаристии приступали натощак". Первоначальные агапы были ярким выражением соборности и праздником любви. Деградация этого установления впервые началась в связи с коринфскими разделениями на церковные партии. На что и обращает внимание апостол. Возникли " разделения" (буквально " схизма", раскол) и " разномыслия" (буквально хайрезис, т.е. партийные ереси), которые разрушили соборное единство. И хотя члены общины по-прежнему собираются на общую трапезу (агапу), Павел пишет, что " Это не значит вкушать вечерю Господню" (1 Кор. 11: 20). Потому что разделение проявляется как партийность, зависть, ревность и эгоизм, не совместимые с христианской любовью: " Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу..." т.е. приносимые яства не распределяются между всеми, чтобы вкушать их сообща. Каждый ест то, что сам принес. И т.о. социальные различия обнаруживаются самым вопиющим образом: " иной бывает голоден, а иной упивается" (1 Кор. 11: 21). Но это уже не есть агапа, " трапеза Господа" на которой " один хлеб и мы многие одно тело" (1 Кор. 10: 17). " Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? " — обращается Павел к зажиточным членам церкви. Т.е. если все дело в еде и питии (а не в общей трапезе), то могли бы оставаться и дома. " Ибо пренебрегаете Церковью Божьей и унижаете неимущих" (1 Кор. 11: 22). И далее — самое интересное: Павел осуждает коринфских раскольников (" что сказать вам?.. Не похвалю".), но осуждает он их не со своей личной точки зрения, а опираясь на уже существующее Предание Церкви: " Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (11: 23). Что же он принял от Самого Господа? Рассказ об установлении трапезы? Нет, конечно (см. Деян. 9: 5), но откровение о том, что Иисус воистину Сын Божий и Спаситель. Что Он — тот первоначальный источник, от которого исходят все " передачи" (т.е. Предание) Церкви. И он принял это через других от Христа и передает дальше, коринфянам. И далее Павел излагает это Предание: " Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: " приимите, ядите, сие есть Тело Мое, сие творите в Мое воспоминание". Также и чашу после вечери и сказал: " сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание". Христос не совершает здесь символического поступка, ибо " воспоминание", о котором Он говорит, действительно осуществляет вспоминаемое. И преломляя хлеб Евхаристии мы действительно принимаем в себя Тело Господа. Павел был убежден в этом: мы видели это в 1 Кор. 10: 16. Теперь мы видим, что Причастие было включено во всю трапезу (Агапу) в целом, а не представляло (как у нас сейчас) отдельного литургического действа. Преломление и раздача хлеба старейшиной (пресвитером) служило началом трапезы. Затем она продолжалась до конца и только " после вечери" (т.е. спустя значительное время после хлебопреломления) благословлялась и передавалась чаша. Но что это за чаша? Современные православные христиане склонны воспринимать ее как некую " небесную материю", " священную (почти магическую!) субстанцию", которая, естественно, только в Православной Церкви и существует, ибо за стенами ее священная магия теряет свою способность материализовать небесное. Трудно сказать, чего тут больше: замшелого схоластического католицизма с его " транссубстантионом" (т.е. почти алхимическим " превращением субстанций") или монофизитски окрашенного византинизма, для которого все в Церкви только Божеское (не человеческое). Но мы должны со всей ответственностью сказать, что апостольское Предание времен Павла по другому расставляло акценты. При всей несомненной реальности Евхаристии, в чаше не какая-то сверхъестественная субстанция. нет — " сия чаша есть новый завет в Моей Крови". Т.е. в чаше, прежде всего " Новый завет", который, конечно же только с Кровью Иисусовой и через Его Кровь осуществляется. Ибо само установление Нового завета могло совершиться только через Кровь непорочного Агнца Божьего (Ин. 1: 29). Тем не менее, отпивая из чаши, мы принимаем в себя не " небесную кровь", а участие в Новом завете (со всей вытекающей от сюда ответственностью, данной через " воспоминание"). Никто из наших богословов-экклезиологов не выразил этот апостольский смысл Евхаристии лучше, чем А. С. Хомяков: " О таинстве Евхаристии учит Св. Церковь, что в нем совершается воистину преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Не отвергает она и слова пресуществление, но не приписывает ему вещественного смысла... Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается в Церкви и для Церкви. Принимаешь ли ты освященные дары или поклоняешься им, или думаешь о них с верою — ты действительно принимаешь Тело и Кровь Христову и поклоняешься им, и думаешь о них. Принимаешь ли недостойно — ты действительно отвергаешь Тело и Кровь Христову..." (стр. 62). " Многие спасались (например некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и крещению), но никто не спасется, не приобщившись внутренней святости Церкви, ее вере, надежде и любви: ибо не дела спасают, а вера". (стр. 65). И, наконец, мы должны рассмотреть, что значит в контексте данного послания ап. Павла его знаменитые слова: " Посему, кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней". (1 Кор. 11: 27). Сколько людей мучили себя из-за этого вопроса, не те ли они " недостойные" и не согрешают ли они, принимая участие в Евхаристии. Этот нелепый страх перед Вечерей Господней с веками настолько усилился, что наконец старались причащаться как можно реже. И, не смотря на то, что Православная Церковь специально соединила с таинством Евхаристии таинство Покаяния (чего в Древней Церкви, разумеется, не было), в конце концов стали причащаться один раз в году (после благочестивого говения). Т.е. уже действительно, каждый раз добровольно отпадали от Церкви и как действительно отпавшие, каждый раз заново присоединялись к Ней через специальное таинство Покаяния! Между тем, в Греческом тексте ап. Павла сказано не о " недостойных", а о тех, " кто недостойно", т.е. недостойным образом (подобно только что раскритикованным коринфянам) ест и пьет. И только при таком понимании это высказывание находится в связи со всем разделом. Совершенно ясно, что все мы недостойны Причастия и оно совершается не по достоинству, а по благодати. Но Павел критикует коринфян не за то, что они недостойными приходят на Вечерю Господню, а за то, что они ведут себя там недостойным образом. Ибо, если за евхаристической трапезой одни упиваются, а другие голодают, и в тоже время возвещается смерть и второе пришествие Господа, то происходит " недостойное". Вот о чем нам следовало бы подумать, но об этом мы как раз не думаем. Ибо уже почти традицией стало в Православии противопоставление церковного благочестия (любви к Богу) и диаконии (т.е. любви к людям!). И гуманизм (от латинского humanus — человечный) почему-то стал в нашей Церкви ругательным словом. А между тем, ап. Павел именно здесь предостерегает нас: " Да испытывает же себя человек" (11, стих 28). Нигде в Новом завете не сказано о предшествующей причащению исповеди, но каждый должен испытывать себя, действительно ли есть в нем любовь или хотя бы братские чувства к ближним? Действительно ли ищет он в Вечере Господней не " свое пищу", а соборное братство общины? И утверждая именно такое понимание слова " недостойно", Павел резюмирует: " Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем". (11: 29). Т.е. не рассуждают об отданном за братьев своих Теле Христовом, удобно и изобильно насыщаются. И равнодушно смотрят на голодающих. И могут унижать неимущих. Это христиане? Да, к несчастью, — это христиане. И такая их еда и питие не останутся без последствий. Ведь они едят и пьют при Вечере Господней. Что же они пьют — чашу Нового Завета? Нет, конечно. Они пьют " осуждение себе". Это не пустое слово, не угроза апостола, этот приговор невидимо совершается над нами: " Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает" (11: 30). Ужасно? Нет, естественно. Ведь речь идет о еде, о Теле Господнем, о Новом Завете. И недостойность поведения тоже сказывается телесным образом. Вместо того, чтобы стяжать " благодать в теле" (прп. старец Силуан), получают слабости и болезни, которые ведут к смертным случаям. Вывод Павла мы помним: надо судить самих себя, чтобы не быть судимыми от Господа. Но есть второй вывод из всего сказанного: " Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду" (1 Кор. 11: — 34). Ведь все сказанное относилось к Вечери Господней! Как же серьезно относился к ней Павел! Для него, как и для всей Церкви в то время немыслимо было бы себе представить, что можно справлять Вечерю без общей трапезы. Взять и преломить хлеб — это было только начало. Затем должно было воочию наступать соборное единение всех братий. И только в конце " после вечери" шла в круговую чаша евхаристического вина. Нарушить этот порядок, значит нарушит сам смысл таинства. Поэтому зажиточный человек со своей едой должен " ждать" пока последний бедняк не придет после своей тяжелой дневной работы. А если ему трудно ждать, если он голоден — пусть ест дома! Но не разрушает единство Церкви. Ибо Вечеря — воплощение Церкви! Сделаем теперь выводы из всего сказанного.
|